"ДП" выяснил, какие новые сложные схемы откатов придумали коррупционеры

Кремль хочет сажать чиновников не только за взятки в конвертах, но и за участие в более хитроумных комбинациях. В ответ схемы откатов становятся сложнее.

Государство сделало очередной шаг в борьбе с коррупцией. Президент Владимир Путин предложил сажать в тюрьму не только взяточников, но и тех госслужащих, которые, не получая взятки напрямую от предпринимателей, требуют преференций для связанных с ними лиц и компаний.
В ответ на ужесточение контроля коррупционеры придумывают все более сложные схемы откатов. Благодарить служащего за содействие, предлагая ему взятку в конверте, давно стало моветоном. Благодарность принято выражать иначе, например приглашая на субподряд компанию, которая по формальным признакам не имеет никакой связи с чиновником. Доказать заинтересованность госслужащего в этом случае практически невозможно. К тому же благодарить теперь принято не за нарушение закона, а за его соблюдение.

Президент призывает сажать

Суть поправок в Уголовный кодекс, внесенных президентом в Госдуму, в следующем. Владимир Путин предлагает не только штрафовать коррупционеров, но и лишать их свободы. А перечень преступлений в ст. 184, 204 и 290 УК РФ дополнить случаями, когда некие преференции оказываются не самому должностному лицу, а по его указанию кому–то третьему. Причем для посредника, который помогает подкупить чиновника, тоже вводится уголовная ответственность.
"С 2011 года наблюдается существенный рост доли штрафа, назначенного в качестве основного наказания за коммерческий подкуп и взяточничество", — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Штраф за взятку зависит от ее размера.
Во–первых, неплохо было бы премировать чиновников за высокую прибыль предприятий в регионе. Сегодня чиновник демотивирован: каждая его идея по развитию бизнеса чревата ответственностью, но не доходом. Нужна материальная заинтересованность. Во–вторых, часть прибыли, направляемой на развитие бизнеса, надо бы освободить от налогов. Это даст импульс для развития предприятий и в итоге обеспечит поступления в бюджет. В–третьих, нужно убрать зависимость бизнеса от влияния чиновников. Бизнес и бизнесменов надо защищать. Для этого нужен специальный закон. А то сегодня любой чиновник может сорвать планы предпринимателя по развитию бизнеса, а в отдельных случаях и разорить компанию. И наконец, необходимо заменить существующую разрешительную систему в строительстве на уведомительную. Это сведет влияние чиновников на проект к минимуму. Выполнил предприниматель все требования законодательства, уведомил соответствующие органы — и можно приступать к работе. Это значительно снизило бы и уровень коррупции.
Вячеслав Заренков
председатель совета директоров ГК "Эталон"
В теории коррупцию победить можно. Но нужна не только политическая воля, но и жесткие требования по исполнению закона, которые не будут переписывать каждый месяц. А то мы только перед Петербургским экономическим форумом вспоминаем о том, что надо бы административные барьеры снизить. Потому что на форум приезжают представители Всемирного банка и докладывают итоги очередного исследования о благоприятности инвестклимата, где Петербург оказывается в аутсайдерах. После этого все начинают говорить о необходимости убрать барьеры для бизнеса. Но практика показывает, что этого задора хватает ненадолго. Административные барьеры — потенциальная кормушка для коррупционеров. Среди них есть латентные и явные, вписанные в закон. Например, новые поправки в 214–ФЗ требуют согласования проектной декларации в ГАСН. Раньше ее достаточно было разместить в открытом доступе на сайте. Еще одна из последних новелл — требование оснащать здания пандусами, подъемниками для людей с ограниченными возможностями. Без них не принимают здания, даже если проект был начат до введения этого требования.
Алексей Белоусов
гендиректор Объединения строителей Петербурга
Мы все время чего–то ждем: то поправок в закон, то еще какую–нибудь гайку, которую государство желает закрутить. Не расстраиваемся. И не работаем. Работа — не ценность для нашего государства. Да и для населения тоже. Тут интересы властей города совпали с позицией градозащитников, которые всегда против всего. У нас все для народа. Не нужна стройка? Не будет стройки. Хотите понизить высоту зданий? Пожалуйста. Хотите согласованные проекты отменить? Да на здоровье! А то, что город из–за этих ограничений не будет развиваться и памятники его скоро развалятся, никого не волнует. Я когда церковь рядом с нашим офисом восстанавливал, меня город на 300 тыс. рублей оштрафовал. Я спрашиваю: за что? За то, что за свои деньги памятник в порядок привожу? Хотя у вас самих соседний особняк Кушелева–Безбородко трещит по швам. Знаете, что мне ответили? Что особняк разваливается строго в соответствии с российским законодательством, а моя работа, возродившая церковь, с законом не во всем совпала. Так у нас во всем — все разваливается строго в соответствии с законом.
Игорь Водопьянов
управляющий партнер УК "Теорема"
Однако определить величину взятки можно, только если она дается чиновнику деньгами или материальными ценностями. А если имеет место завуалированный откат, коррупционера не оштрафуешь. Например, в качестве благодарности за содействие в получении госконтракта подрядчики нанимают на субподряд связанную с чиновником компанию. Материальная заинтересованность служащего очевидна, но уголовная ответственность за это сейчас не предусмотрена.

Концы не видны

Несмотря на декларируемую государством борьбу с коррупцией, всевозможные исследовательские компании традиционно включают Россию в списки самых коррумпированных стран.
Так, в ежегодном рейтинге "Индекс восприятия коррупции" (составляет Transparency International) РФ входит в число 50 наиболее коррумпированных государств мира. В 2015 году (уже 4–й год подряд) Россия заняла 48–е место в этом перечне, уступив таким странам, как Сьерра–Леоне, Гамбия и Гватемала (соответственно 47–е, 46–е и 45–е места).
PricewaterhouseCoopers (PWC) в отчете "Всемирный обзор экономических преступлении?" отмечает, что по многим позициям Россия опережает среднемировые показатели. Например, уровень мошенничества в сфере закупок в России составляет 52%. Среднемировой показатель мошенничества — 29%. Наиболее рискованными эксперты назвали этапы выбора поставщиков (71% респондентов PWC заявили, что сталкивались с этим за последние 2 года), подачи конкурсных заявок (66%) и сдачи–приемки товаров или услуг (60%).
Однако борьба с коррупцией все же дает свои плоды. "Схемы откатов в системе госзакупок становятся все более изощренными. Еще несколько лет назад было несложно проследить связь компании–выгодополучателя с конкретным чиновником. Вспомним хотя бы трубное дело, или историю "Флоры", или "Оборонсервиса". Там все участники были напрямую связаны с чиновниками — фигурантами уголовных дел", — говорит глава крупной петербургской адвокатской фирмы.
Действительно, например, никому не известная компания "Флора" в 2008–2009 годах выиграла четыре тендера — на строительство КАД и на реконструкцию набережных Обводного канала — на общую сумму 18,3 млрд рублей. С работой подрядчик не справился, контракты у него отобрали в 2010 году. А в 2011–м прокуратура сообщила, что компания нанесла бюджету ущерб в 1 млрд рублей. "Флора" привлекла на субподряд фирму "Ленстройсервис", учредителями которой были сотрудники Дирекции по строительству КАД, — это было условием получения миллиардных контрактов. "Теперь госслужащие уже не поступают столь опрометчиво и не регистрируют фирмы на себя и родственников. Даже на друзей не регистрируют. А оформляют на подставное лицо, стараясь, чтобы его имя вообще никак не пересекалось с именем чиновника", — поясняет адвокат.

Взятка за соблюдение закона

Характерной приметой кризиса стало то, что бюджеты госконтрактов сокращаются, поэтому теперь в сметы проектов обычно не закладывают "откатную" долю. Раньше она обычно составляла 30% от стоимости госконтракта, а в некоторых проектах достигала 70%.
"Теперь от генподрядчика требуют взять "нужного" проектировщика, или пригласить рекомендуемую консалтинговую компанию, или закупать стройматериалы у определенных поставщиков. Им отходит значительная часть прибыли генподрядчика", — говорит директор строительной компании.
"В последние пару лет на нас активно давят: срывают конкурсы, жалуются в антимонопольную службу — вынуждают уступить генподряд. Но в Петербурге у нас нет конкурентов, и победитель конкурса все равно привлечет нас", — говорит глава крупной компании, специализирующейся на инфраструктурном строительстве.
Традиционная взятка — это благодарность за услугу, оказанную в нарушение закона. Сегодня в моде другой тренд: денег требуют за то, чтобы закон соблюдался, делится наблюдениями руководитель компании–поставщика. Это происходит на каждом шагу: согласование документации, приемка работ, оплата.
"Чиновник говорит: ваши документы задерживаются в инстанциях. И оплата работ вместе с ними. Или якобы потерялись документы. Судиться — значит потерять минимум год. Выходишь из кабинета — а там душевный лоббист, готовый помочь протолкнуть документы", — говорит руководитель.
Лоббисты приходят на помощь и когда нужно согласовать документы, четких критериев для которых нет. Например, в 2016 году в Петербурге ввели обязательное согласование архитектурно–градостроительного облика новых объектов. У строителей это энтузиазма не вызвало, признает председатель совета директоров "Лидер Групп" Александр Рассудов: "Эстетика — вещь субъективная, что одному красиво, то другому вовсе нет".
Конечно, сразу появились эксперты, готовые подтвердить: новая жилая высотка по красоте не уступает Исаакию. "Бизнес сам активно предлагает должностным лицам поделиться прибылью, чтобы получить заказ. К сожалению, в российских реалиях это является своего рода механизмом продаж", — резюмирует первый вице–президент "ОПОРЫ России" Павел Сигал.