Как в Петербурге открыть производство сумок за пять шагов

Подруги Наталья Васильева и Александра Евграфова за 5 лет превратили домашнее производство сумок в компанию с годовой выручкой около 12 млн рублей. Предпринимательницы уверены, что для успешного бизнеса нужно сосредоточиться на том, что получается лучше всего, а остальное выводить на аутсорсинг.

Наталья Васильева — дизайнер изделий из кожи — начала карьеру в бизнесе почти сразу после университета с небольшого проекта по пошиву обложек для паспортов. В 2011 году специалист по связям с общественностью Александра Евграфова предложила подруге расширить бизнес, начав выпускать сумки.

"Инвесторов мы не искали,

и стартовый капитал составил всего около 17 тыс. рублей: мы просто купили кожу", — вспоминает Александра. Оборудование специально для сумок покупать не пришлось: у Натальи уже была швейная машина для кожи.

Некредитный рост

Рекламировали новый проект под названием b for bags тоже самостоятельно — в соцсетях и на профильных выставках. В самом начале партнеры определили удобную для всех модель бизнеса: они решили не набирать большой штат и вывести производство на аутсорсинг, сделав ставку на дизайн и продвижение бренда. Предпринимательницы создали сайт с интернет–магазином, а также начали продавать оптовые партии мультибрендовым магазинам. От собственных магазинов тоже отказались: у компании есть только небольшой офис — пункт выдачи на Лиговском пр. площадью несколько десятков метров. Его компания снимает вместе с "близкими по духу" фирмами — мастерской обуви и производителем аксессуаров. "Сначала мы нашли профессионального мастера–фрилансера, который отшивал сумки по нашим эскизам, а потом начали работать по контракту с производствами, — рассказывает Наталья Васильева. — Оборудование для кожевенного производства дороже и сложнее, чем для текстильного: сложно найти и швей, и подходящие цеха, к тому же надо быть уверенным, что сможешь обеспечить нужный объем".
Выручка компании — около 1 млн рублей в месяц, расширять проект владелицы планируют, как и раньше, постепенно вкладывая прибыль. Как рассказывает Александра, кредиты в этой сфере брать бесполезно: ставка съедает все доходы от продажи сделанного на эти деньги товара. Кризис, рассказывают предпринимательницы, отразился на стоимости материалов (даже российские производители оказались валютозависимыми из–за красителей, оборудования и др.). Но спрос не упал, наоборот, покупатели начали обращать внимание на отечественные бренды.

Местные изюминки

Компания b for bags работает в среднем ценовом сегменте, где конкурирует со множеством иностранных производителей и небольшими российскими компаниями. Объем отечественного рынка кожгалантереи, по оценкам участников, превышает 100 млрд рублей, 80% составляет импорт. По данным компании In–Con, больше всего в России производят текстильных сумок — около 40% рынка. Сумки из кожи занимают 14%. Среди петербургских производителей — GFN, "Александр", "Крокус" и другие. Для того чтобы конкурировать с гигантами, почти каждая местная фирма находит свою изюминку — для кого–то это цена, для других — долговечность. Например, Александр Иванов, гендиректор фирмы Kurguzova, выбрал стратегию, противоположную b for bags. Если последние шьют минималистичные сумки почти без отделки, но ярких цветов, Kurguzova делает ставку на необычный дизайн с авторскими картинами, "в русском стиле", с символикой Петербурга и др.