На книжном рынке растет спрос только на детские книги и учебники

Автор фото: Антонина Байгушева

Единственный сегмент, растущий в натуральном выражении на книжном рынке Петербурга, — детская литература и учебники. В целом по рынку при росте цен 15% книг за год стали покупать на 10% меньше.

Книжный рынок сейчас переживает сложные времена: наряду с ударом от снижения платежеспособности населения он страдает еще и от пиратства, потери интереса к чтению и войны между бумагой и электронными носителями, которая идет уже несколько лет. При этом растут продажи образовательной и детской литературы — не только в денежном, но и в натуральном выражении.
В ГК «ФИНАМ» подсчитали, что совокупный оборот отрасли в России в 2015 году составил 74 млрд рублей, из них на цифровые издания приходится 2,6 млрд рублей (3,5%). Половина книг издается в Центральном и Северо–Западном округах. «В целом заметен плавный, но устойчивый тренд к сокращению объемов рынка на фоне роста популярности соцсетей и мобильного Интернета, — говорит аналитик «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. — На фоне падения доходов населения почти на 10% по итогам года спрос сместился в сторону изданий в мягкой обложке». При этом в структуре продаж на художественную литературу приходится 30%, 24% — на детскую, 13,2% — на учебную.

Детский рост

В OZON.ru добавляют, что продажи у переводной художественной литературы стабильные, книги для детей и учебно–развивающая литература — единственные сегменты с положительной динамикой спроса. При этом издатели сократили выпуск различных книг–игрушек со звуковыми модулями, в основном это произошло из–за роста себестоимости. Хуже стала продаваться деловая литература, но вырос интерес к книгам общественно–политической тематики.
По данным Книжной палаты, за 2015 год экземплярность снизилась в основном за счет изданий в переплете. Объемы выпуска учебной литературы сохраняются, а рынок изданий для детей продолжает расти и по наименованиям, и по среднему тиражу.
В петербургской сети «Буквоед» самой продаваемой за год стала книга «Планета Вода» Бориса Акунина — продали 16 тыс. экземпляров. При этом уже четвертый год список самых покупаемых авторов города возглавляет Рэй Брэдбери — за 2015 год «Буквоед» продал более 45 тыс. экземпляров его книг.
Алексей Кузменко, руководитель книжного направления OZON.ru, рассказывает, что в денежном выражении книжный рынок стагнирует, в натуральном — заметно падает. «Сильно снизился средний тираж изданий, почти нет роста и по числу наименований. Онлайн–продажи, — добавляет он, — сейчас единственный растущий сегмент, в деньгах он прибавляет 15–20% в год».
Еще одна проблема рынка — рост затрат на печать книг. Даже те ретейлеры, у которых показатели растут, рассказывают, что это происходит только за счет повышения цен (на 9–17%). В натуральном же выражении книг покупают меньше. «В 2015 году отпускные цены издательств выросли на 10-30%, в 2016 году — на 5-10%», — подтверждает Алексей Кузменко.
По данным ГК «ФИНАМ», цены на бумагу за год выросли на 27,4%. «Ситуация усугубляется тем, что закрывается много типографий по России, в регионах их уже практически нет, — рассуждает Александра Андреева, владелица приложения BookTouch от InApps. — Подорожали и транспортные услуги, а стоимость полиграфии всегда напрямую зависела от импорта оборудования и материалов».

Бумага и цифра

Рост цен на бумажные издания подстегивает рынок электронных книг.
Алексей Кузменко рассказывает, что темпы продаж электронных книг каждый год удваиваются. «Но всеобщая эйфория от возможности читать с экрана проходит, и сейчас намечается тенденция паритетности интереса потребителя к обоим форматам», — заключает он. Михаил Иванцов, гендиректор объединенной сети «Читай–город — Новый книжный — Буквоед», добавляет, что сейчас уже ясно, что книги не последуют за DVD и другими уходящими в прошлое информационными носителями. «Человек видит книжный и вспоминает, что любит читать, в этом сила офлайн–магазинов — в них очень велика доля импульсных покупок», — уверен эксперт.
Александра Андреева считает, что рынок электронных книг набирает обороты во многом благодаря принятию антипиратского закона. Она рассказывает, что жанровые предпочтения читателей цифровых книг не сильно отличаются от предпочтений сторонников традиционного формата. «Если ориентироваться на продажи через наше приложение, лидируют фантастика и фэнтези, затем детективы, следом детская и образовательная литература. На четвертой строке — классика, и, наконец, любовные романы», — поясняет она.
Олег Новиков, президент издательской группы «Эксмо–АСТ», добавляет, что по итогам 2015 года книжный рынок России вырос на 2,14% в денежном выражении. Поставщики удерживали цены, что помогло зафиксировать падение на уровне 10%. "Безусловно, розничная цена книги увеличилась, что напрямую связано с ростом цен на бумагу (около 40%). Издательские цены выросли в среднем на 10%, себестоимость книжных проектов — на 20–30%), — говорит он. — Стабилизировать рынок помогло расширение действия «антипиратского» закона. Также важно, что удалось остановить резкое сокращение количества книжных магазинов".

Книжные прогнозы

К концу 2016 года специалисты ожидают, что объем рынка цифровых книг увеличится до 3 млрд рублей — 6% от всего рынка.
У игроков «бумажного» рынка прогнозы неоптимистичные: предприниматели ждут дальнейшего снижения спроса, продаж и доходности.
В последние год–два закрылось много небольших издательств, а средние сливались с крупными, образуя огромные холдинги, включающие часто и собственную розницу. Именно они сейчас занимают самые большие доли рынка по тиражу. Среди них «ЭКСМО–АСТ» (14,3%), «Олма — Медиа Групп» (15,8%) «Азбука–Аттикус» (3,5%) и др.
Кроме крупных игроков, устойчиво себя чувствуют на рынке специализированные магазины и издательства. Их аудитория более лояльно реагирует на рост цен и реже переходит к конкурентам в поисках более дешевых вариантов.
На рынке продолжились давно идущие процессы – больше сверхбольших тиражей, больше сверхмалых, со средними все плохо. Это общая тенденция и для России, и для мира. Доступность электронных книг приводит к тому, что место остается или для самых модных тем, о которых говорят все, или для совсем локальных, которые "рассказывает сосед". Другой мировой тренд - выручка от продаж "селфпаба" - то есть, книг, изданных за счет автора, превысила выручку от продаж пятерки крупнейших издателей и продолжает расти. Растет издательское подразделение Amazon, растет RosettaBooks. Они владеют технологией, позволяющей выявлять потенциальные бестселлеры на раннем этапе. Самопубликующиеся авторы заливают на Amazon.com миллионы книг, а машина следит за их успехами и сравнивает с результатами уже известных писателей. Если говорить про книжный масс-маркет в России – рынок практически монополизирован холдингом «Эксмо-АСТ» и кризис только усилил их позицию на рынке за счет разорения «середняков». Я думаю, вскоре картину рынка будут определять несколько издателей – издатель с самыми большими тиражами и пулом сверхпопулярных авторов («Эксмо-АСТ»), издатель с самым большим количеством маленьких тиражей множества нишевых авторов (Ridero) и несколько специализированных издательств, такие как "Просвещение” (суммарный объем на малом числе наименований с гарантированным сбытом) и "Росмэн" (основной игрок в сегменте детской литературы). Средних издательств на рынке не останется. Потребление книг сейчас делится на две больших сферы. Первая – «я знаю, чего ищу, и уверен, что найду и прочитаю в Интернете». В этом плане книга получается по запросу – и не очень важно, в магазине или в библиотеке. Вторая – «я не знаю, что читать, Интернет, посоветуй что-нибудь». В этой сфере революция еще только назревает. Прогресс в области машинного обучения, объем накопленных данных о предпочтениях людей, повсеместность контакта с цифровой средой – все это приведет к тому, что нейросети скоро лучше нас будут предсказывать, что нам нравится. И уже сегодня ничего не мешает возникновению новых жанров вокруг книги. Представьте – вы читаете историю и вдруг обнаруживаете, что персонаж общается не с кем-нибудь а с вами. Он ждет от вас включенности в сюжет, нуждается в поддержке и участии. Пропадает «четвертая стена» между вами и книгой, вы обнаруживаете, что, например, Тирион Ланистер нуждается в вашем совете. И переживаете тот самый опыт, который пережил Бастиан в «Бесконечной истории» – попадаете в книжку. Такие опыты проводились давно – можно вспомнить разные текстовые игры, начиная с «Игры в классики» и заканчивая «Dungeon and Dragons». Но все, что было раньше, не имело шансов изменить рынок, потому что не слишком меняло пользовательский опыт. Теперь же у писателя появляется соавтор – чат-бот обученный нейросетью. Писатель делает то же, что и раньше: придумывает историю, мир, населяет его характерами. А чат-бот просто оживляет персонажей и дает возможность с ними общаться. Честно сказать, я думаю они (чат-боты персонажей) начнут с вами общаться первыми – в соцсетях. Однажды, закончив читать главу, вы обнаружите, что вам оставил комментарий Пьер Безухов.
Алексей Кулаков
гендиректор Ridero, сервиса для создания и распространения книг