Павел Сергеев, 26 лет
Ваша точка отсчета себя как бизнесмена?
— Бизнесмен — это тот, кто точно знает, какие нужно делать действия и что получишь в итоге. Это не тот, кто пальцем в небо тычет. Я занимаюсь бизнесом третий год, но опыта недостаточно, чтобы я гарантированно прогнозировал результаты своего труда. 20% моих действий иногда выдают не положительный результат, соответственно, я нахожусь в процессе обучения. Так что не могу сказать, почувствовал ли я в себе бизнесмена.
Как кризис повлиял на компанию и ее рентабельность?
— Кризис начался за месяц до открытия моего бизнеса. Он здорово на нас повлиял, учитывая то, что продукты, на которые мы делали ставку, изначально были западными. У нас были наработки, связанные с балансировкой нагрузок, они все были заложены в бюджет в рублях, а не в долларах, все они сорвались. Паника у меня была масштабная: все, на что я ориентировался и что прогнозировал, было стерто. Изначально мы планировали занять достаточно узкую нишу, но пришлось занять еще несколько смежных: мелкие услуги, поставки оборудования, много чего. Кризис дико стимулирует: подталкивает бизнес к развитию.
Как часто вы реинвестируете в развитие бизнеса?
— Реинвестируем ежемесячно: практически все, что зарабатываем, около 500 тыс. рублей, иногда больше. Я хотел бы создать крупную компанию и в будущем конкурировать с такими гигантами, как Google, Apple. Но для этого нужно много работать и «заливать» максимум своих денег.
Как вы видите себя и свою компанию через 5-10 лет?
— Через несколько лет оборот компании будет, наверное, около 2–3 млрд в год. А количество сотрудников увеличится с 15 до 150.
В какие отрасли, на ваш взгляд, надо вкладывать деньги?
— Инвестиционно привлекательны IT, медицина, импорт всего во всякие страны вроде Ирана или Алжира — там сейчас наши 1990–е и можно продать что угодно.