Александр Семенцов (28 лет) преподает азы футбола самым маленьким. Созданная им сеть школ "Юниор" насчитывает уже 226 учебных заведений — по всей России и за ее пределами обучается более 16 тыс. детей в возрасте от 3 до 6 лет. Оборот его компании в прошлом году составил 121,5 млн рублей. Сейчас он открывает по 20 школ в месяц.
Александр Семенцев родился в небольшой деревне в Алтайском крае. Свой первый миллион заработал в 20 лет: продавал БАДы, возил их в Россию из Казахстана и Китая. Бизнес просуществовал 1,5 года: затем Александр переключился на новые проекты. Самым успешным стала детская футбольная школа "Юниор". Идея пришла Александру в феврале 2013 года. А уже в марте в школу "Юниор", которая открылась в Томске, пришли первые ученики.
В Томске — потому, что в этом городе Александр окончил вуз, оброс связями, в том числе в кругу спортсменов. На бизнес–форуме молодых предпринимателей он нашел партнеров: к нему присоединились Дмитрий Стародубцев и Игорь Ковалев, позже в дело вошел Алексей Анисимов. У Александра в компании самая большая доля — 34%.
Козырной капитан
"На первом занятии было пять детей. И пять тренеров", — вспоминает Александр. В его бизнес–проекте согласился поучаствовать экс–капитан команды "Томь" Василий Янотовский. Это стало мощным козырем — родители сразу обратили на школу внимание. Сейчас Янотовский — совладелец подразделений сети "Юниор" в Томске и Москве.
Стартовый капитал бизнеса был до смешного мал — 80 тыс. рублей. Большая их часть ушла на закупку инвентаря и формы для тренеров.
Из особенностей школы — собственная методика обучения и совсем юный возраст учеников. "Тут много нюансов, ведь детям дошкольного возраста все быстро надоедает. Когда мы начинали бизнес, дети приходили к нам в школу в среднем месяца на три, — рассказывает Александр. — Сейчас это уже 7–9 месяцев. Методик обучения малышей, по сути, не было". Программу обучения предприниматели разрабатывали сами, с участием экспертов из Университета им. Лесгафта и футбольных специалистов, в том числе международного уровня.
Игровое поле
Практически сразу молодые бизнесмены стали продавать франшизу — к концу 2013 года открылась школа "Юниор" в Новосибирске.
Сейчас "Юниор" работает в разных городах России, в Казахстане, Белоруссии, на Украине, в Индонезии. До конца 2016 года в списке должны появиться еще восемь стран, в том числе Сингапур (открытие в июне) и Германия. Оборот сети "Юниор" со всеми филиалами в 2015 году составил 121,5 млн рублей. Как только новые подразделения заработают в полную силу, они, по плану, увеличат оборот бизнеса до 200 млн рублей в месяц. Уже сейчас месячный оборот сети составляет 64 млн рублей.
Собственных школ у основателей "Юниора" 10 (четыре в Томске, шесть в Москве). Управление сетью происходит из Петербурга — здесь сейчас живет Александр.
Сам себе франчайзи
Под брендом "Юниор" в Петербурге работают 17 школ. Недавно Александр стал собственным франчайзи: купил школу "Юниор" в Приморском районе. И попал в комическую ситуацию: платит роялти сам себе. "В рабочее время не могу позволить себе заниматься собственной школой в ущерб интересам всей группы. Приходится работать над ней вместо обеда", — признается он. Ближайший конкурент "Юниора" в Петербурге — "Азбука спорта". Городской рынок подобных услуг оценивается в 150 млн рублей максимум. В России около 4,5 тыс. детей учится в частных футбольных школах.
Артем Гаевский, генеральный директор футбольной школы "Тики–Така", уточняет, что в Петербурге пять известных школ. Основные игроки — "Азбука спорта", "Юниор", "Чемпионика". Он оценивает рынок в 110 млн рублей.
"Родители не экономят на детях, спрос постоянный, — добавляет руководитель сети футбольных центров Estadio Group Вячеслав Смирнов. — Не считая государственных детско–юношеских спортивных школ, наверное, в Петербурге семь–восемь известных школ, обучающих детей футболу, — это очень мало".
Вячеслав Смирнов объясняет, что школы открываются постоянно, но не выдерживают конкуренции с государством: "Родители под влиянием стереотипов стараются отдать детей в "Локомотив", "Динамо" — школы государственные. Они думают, в таких школах у детей есть будущее. Поэтому частникам гораздо выгоднее дополнительно предлагать тренировки для взрослых: высокие цены на занятия для детей не поставишь".