Компания "Брикберри", которая продает биотопливо, открыла в поселке Малые Колпаны в Гатчинском районе собственное производство этой продукции за 5 млн рублей.
Компания "Брикберри" из Ленинградской области 7 лет занимается поставкой биотоплива — древесных брикетов, закупая продукцию в Кировской и Вологодской областях. Оборот компания не раскрывает, однако, по некоторым оценкам, он может составлять около 2 млн рублей в месяц.
Биотопливо — это топливо из животного и растительного сырья. К нему, в частности, принято причислять дрова, древесные гранулы (пеллеты) и древесные брикеты. Пеллеты используются только для котельных, брикеты — как для котельных, так и для печей и каминов.
В апреле "Брикберри" открыла завод мощностью 230 т древесных брикетов в месяц в поселке Малые Колпаны в Гатчинском районе. В запуск предприятия вложено 5 млн рублей собственных и заемных средств. Срок окупаемости — 1,5 года. Сырье — опилки — будут закупать у лесопильных компаний Северо–Запада. Ранее компанией "Брикберри" управлял ИП Роман Сульдин. В настоящее время идет преобразование ИП в ООО.
Рост доли рынка
Объем рынка в Петербурге и Ленобласти составляет более 2 тыс. т брикетов в месяц, или 100 млн рублей в год. Компании в основном продают биотопливо. Среди них такие, как "Леноблтопливо", "Шалаш", "Энергоресурс". Но есть и производители, в том числе "Ленрайтоп".
Сейчас "Брикберри" занимает около 10% рынка продаж, а за счет собственного производства к концу года планирует увеличить долю до 30%, говорит директор по маркетингу компании Татьяна Камышникова. Собственное производство также позволит контролировать качество продукции и снизить затраты на логистику и транспорт.
"Создание собственного производства — это логичный шаг для компании, которая продавала биотопливо. Свою продукцию продавать всегда удобнее", — считает Ольга Ракитова, руководитель информационно–аналитического агентства "Инфобио".
Как пояснила Татьяна Камышникова, в Ленобласти и Петербурге спрос на топливные брикеты стабилен.
В основном брикеты, которыми отапливают котельные, работающие на биотопливе, покупают владельцы загородных домов, а также дачных участков для топки печей.
Сложности продаж
По некоторым оценкам, рост рынка составляет 2–3% в год. При этом, отмечают специалисты компании "Леноблтопливо", кризис пока не отразился на объемах продаж брикетов.
По оценке представителей компании "Ленрайтоп", рентабельным может стать только производство мощностью от 300–400 т брикетов в месяц.
Но проблема в продаже продукции, которая носит исключительно сезонный характер.
Даже при экспорте брикетов спрос на товар значительно падает летом, и предсказать, какими будут продажи до холодов, невозможно. Поэтому некоторые предприятия прекращают работу, не дожив до следующей зимы, отмечают в "Ленрайтоп".
"Наиболее интересный вариант для производителя биотоплива — это экспорт, но он требует больших оборотных средств. Поэтому после того, как у производителя появляются деньги, ему становится невыгодно работать на внутреннем рынке", — говорит Дмитрий Гамоля, совладелец компании "Петербургский топливный союз".
Газификация мешает
Развитие рынка биотоплива в Ленобласти тормозят газификация региона и отсутствие культуры использования биотоплива. В период с 2003 по 2014 год "Газпром" вложил в газификацию региона около 6,5 млрд рублей, за этот период уровень газификации вырос с 13,9 до 63,8%. В прошлом году на эти цели был выделен 1 млрд рублей.
Тем не менее потребление биотоплива не снизится в наименее газифицированных Приозерском и Лужском районах. Кроме того, в регионе немало поселков, к которым прокладывать газопровод экономически невыгодно.
"Во всем мире развивается использование возобновимых источников энергии, в том числе биотоплива, но не в России", — говорит Владимир Поздяков, руководитель ООО "ПО "Лидер" (обслуживает котельные на биотиопливе в Ленобласти).