Петербургский рынок щебня рухнул на 30%

Автор фото: РИА Новости

Рынок щебня Петербурга и Ленобласти рухнул на 30% из–за падения объемов строительства. В первую очередь пострадают компании, не входящие в объединения. Некоторые фирмы уже обанкротились.

В прошлом году потребление щебня в Петербурге и Ленобласти составило 12–13 млн м3, оценивает генеральный директор ЗАО "Решение" Александр Батушанский. По данным Агентства строительной информации, этот строительный материал поставляют около 20 компаний. Основные игроки — "Группа ЛСР" (27–29%), "Возрождение–Неруд" (11–12%), "Ленстройкомплектация" (10%), Семиозёрское карьероуправление (9%). Доли других компаний не превышают 7%. Щебень используется при строительстве дорог, производстве стройматериалов (бетона, железобетона и асфальтобетона), а также при возведении зданий.
За 2015 год сокращение потребления щебня по сравнению с 2014–м составило 20–30%, оценивают специалисты ЗАО "Решение". Это связано с падением объемов потребления бетона и железобетона в строительстве. Кроме того, в прошлом году завершилась реализация знаковых инфраструктурных объектов, которые удерживали спрос на щебень на высоком уровне, говорит управляющий "ЛСР. Базовые материалы" Юрий Бабуркин.

Дороги без щебня

"Объемы дорожного строительства действительно снижаются: Минтранс сократил федеральную программу по строительству новых трасс", — комментирует руководитель ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов.
В апреле стало известно, что общий объем финансирования строительства транспортной инфраструктуры из федерального бюджета до 2020 года сократится на 11,7%, до 10,2 трлн рублей. Поддержка строящихся объектов сохранится, но пострадают проекты, реализация которых должна была начаться в 2016 году. Кроме того, сокращается финансирование текущего ремонта дорог в Петербурге: в 2015–м на эти цели из городского бюджета было выделено 3,3 млрд рублей, на 1 млрд рублей меньше, чем в 2014–м, в 2016–м будет направлено 2,9 млрд рублей. Объемы жилищного и коммерческого строительства за прошлый год остались на уровне 2014 года, но в этом году мы ожидаем снижения на 20–30%, говорит Александр Батушанский.
"Cитуация на рынке крайне сложная. Игроков стало заметно меньше, многие закрылись и банкротятся. Волна сокращений прокатилась по всем предприятиям, в том числе и у нас", — говорит генеральный директор карьера Медвежья Гора Ольга Анденко.

Пять процентов в зоне риска

В основном на рынке работают вертикально интегрированные холдинги. По оценке Агентства строительной информации, доля компаний, не входящих в объединения, составляет около 5%. По мнению экспертов, в первую очередь пострадают именно эти компании. Так, уже обанкротились производитель щебня ООО "Щебсервис" (Волосовский район), а также ЗАО "Щебсервис плюс", которое занималось продажей щебня. На этих предприятиях уже введено конкурсное производство.
Предприятия подкосило банкротство головной компании — ООО "БалтСтрой", которое не смогло вернуть кредит 419 млн рублей, взятый в Сбербанке. С лета прошлого года на предприятии введено внешнее наблюдение. Поручителями по кредиту выступали ООО "Щебсервис" и ЗАО "Щебсервис плюс", которые тоже не смогли расплатиться с долгами головной компании.
В 2014 году ООО "Щебсервис" произвело 407,4 тыс. т щебня и занимало долю около 2%, которую теперь займут действующие предприятия.

Ненужные карьеры

При этом очевидно, что сейчас разработкой новых карьеров никто не займется.
"На строительном рынке еще звучат заявления о повышении маржинальности за счет разработки собственной сырьевой базы", — говорит Юрий Бабуркин. Однако сегодня выстраивание базы с нуля чревато рисками.
На развитие сырьевой базы требуются большие средства, а срок окупаемости собственного производства щебня может составить 10–15 лет, уверен Юрий Бабуркин. При этом, как отмечают участники рынка, цены на щебень снижаются. В ООО "Гранит" (производство щебня) говорят, что цены на продукцию с начала 2014–го по август 2015 года снизились на 15%. Затем, когда был введен запрет на ввоз щебня с Украины, на рынке Москвы возник дефицит этой продукции, который был компенсирован поставками из Петербурга, и цены выровнялись. "Но, если запрет на ввоз щебня с Украины будет отменен, из Петербурга в первую очередь уйдут карельские поставщики из–за удаленности от потребителя, прогнозируют в ООО "Гранит".
Рынок сузился на 20%. Многие потребители щебня банкротятся. Отдельная сложность — транспортная доставка щебня автомобилями после ужесточения законодательства. Но в 2018 году у нас выборы. Государство обычно накануне начинает показывать населению свою работу. Если будет достаточно бюджетных средств, думаю, активизируются все виды строительства и потребность в щебне будет большая, тем более что поставки украинского щебня в РФ сократились. Брешь заполняет продукция местного производства.
Андрей Сабылин
совладелец компании "Ленстройдеталь"
Выживаем едва–едва. Спрос на щебень упал. Многие потребители просят отпускать им продукцию в рассрочку. Перестали делать предоплату. А зарплату надо платить и взрывные работы вести здесь и сейчас. Возникают кассовые разрывы. Но цены на щебень не упали. Даже несколько выросли. Карьеры переходят из рук в руки. Но я не вижу в этом трагедии. Это жизнь. И глобального передела рынка я не прогнозирую. Кстати, если найдется покупатель на мой карьер и предложит нормальную цену, я готов общаться.
Аркадий Скоров
совладелец компании "Дальпитерстрой"