Покупатели дорогостоящих яхт не изменили своим привычкам, несмотря на проблемы в экономике. Продажи недорогих катеров сократились вдвое. Однако яхтсмены сохраняют оптимизм, даже несмотря на сокращение числа стоянок в городе и другие трудности.
Ежегодно в Центре
ГИМС МЧС России по СПб регистрируется более 7000 моторных и моторно–парусных судов. Из них подавляющее большинство приходится на подержанные лодки.
Продажи новых катеров и яхт, стоимость которых может начинаться от 20 тыс. рублей и заканчиваться миллионами рублей, участники рынка затрудняются подсчитать.
Попутный ветер
По оценкам Любови Ртищевой, генерального директора ООО "Интеряхтс–Ру", в целом рынок катеров и яхт в 2015 году упал на 50%. Основное падение произошло в сегменте серийного массового производства.
Читайте также:
Арбитраж
Почему российские яхты "живут" не в России
"В целом по рынку просел низкий ценовой сегмент, так как покупатели, конечно же, ощутили изменение курса евро и доллара. Но хотелось бы заметить, что кризис не влияет на интерес к парусным яхтам. Легче всего это можно было заметить на январской выставке в Дюссельдорфе, где, например, стенд легендарных шведских яхт Hallberg–Rassy всегда был переполнен. Спрос на эти яхты у нас не падал даже в 2008 году, и на этот год у нас есть уже несколько подписанных договоров", — говорит Ольга Жила, директор компании Jonacor–Marine.
По ее словам, 2015 год для компании был лучше, чем 2014–й, и 2016 год также начался неплохо. "Я связываю это с тем, что люди привыкли к изменившимся рыночным условиям и перестали бояться инвестировать деньги в крупные покупки, приносящие радость и удовольствие", — считает Ольга Жила.
С начала 2016 года небольшой рост продаж в среднем и премиальном сегментах отмечает Любовь Ртищева. "Растут заказы парусных яхт от 70 футов. Устойчивый интерес к голландским брендам парусных и моторных яхт, таких как Contest Yachts, C–Yachts, Van der Valk, Moonen", — отмечает она.
Также, говорит Любовь Ртищева, растут заказы яхт из вторых рук (брокеражные суда).
На все времена
Покупатели катеров и яхт стали более тщательно подходить к выбору судов и стараются приобрести их надолго. Среди катеров растет спрос на качественную технику.
"У нас хорошо покупают норвежские катера Nord–Capp, при невысокой цене они очень современны, высокотехнологичны, комфортны, эстетически красивы, и даже самая большая модель — "в габарите", это значит, что их можно перевозить на прицепе. Все так же не падает спрос на финские всепогодные катера Sargo. Это не низкий ценовой сегмент, но покупатели все больше ориентируются на качество и надежность, нежели на цену", — утверждает Ольга Жила.
Среди яхт среднего размера наибольшей популярностью пользуются английские Princess и Sunseeker, итальянские Azimut.
Растет спрос на яхты, построенные под клиента по индивидуальным проектам, а также стальные водоизмещающие яхты, с неограниченным регионом плавания. Они строятся в основном на верфях Голландии и Германии.
"Очень большой резонанс в этом году произвела премьера в Дюссельдорфе немецкой яхты Drettmann Expedition Yacht 24 м. Это первая в мире яхта на электродвигателях", — рассказывает Ольга Жила.
Рост курсов валют играет на руку российским производителям, чьи суда к тому же освобождены от уплаты ввозной пошлины и НДС (до 50% стоимости лодки).
Среди заметных игроков: петербургские компании "Озерная Верфь" и NorthSilver, казанская верфь Velvette Marine "Вельветте Марин", севастопольская Popilov Yachts, ярославская Paritet Boat, красноярская "Росомаха", саратовская "Лодка Хаус".
"Многие отечественные производители уже начали увеличивать обороты производства и обновлять свои модельные ряды. В связи с изменившейся разницей курсов отдельные российские изготовители катеров и лодок успешно вышли на европейский рынок", — отмечает Павел Коновалов, заместитель директора "ВВС–Моторс" (официальный дилер Yamaha Motor CIS).
Свой чартер
Стабилен спрос на аренду, или чартер, катеров и яхт. "По сравнению с прошлым годом пока не видно особого изменения спроса. Может, стало чуть больше интереса за счет того, что люди больше ориентируются на отдых в России в связи с кризисом на валютном рынке", — полагает Ольга Придорогина, генеральный директор компании "Яхтенные сезоны".
Стоимость аренды зависит от эстетики и степени комфорта судна, от его вместимости и длительности плавания. Так, комфортабельный катер в среднем стоит 6–7 тыс. рублей в час. Спортивная парусная яхта на пять человек обойдется в 10 тыс. за 3 часа, а парусная яхта на восемь человек — от 15 тыс. до 35 тыс. рублей на 3 часа.
"Важно отметить, что цены сохранились на уровне прошлого года. Это такое негласное соглашение игроков нашего рынка — катера и яхты и так не являются бюджетным отдыхом, так что мы стараемся идти навстречу клиенту", — добавляет Ольга Придорогина.
Среди длительных морских путешествий неизменным спросом пользуется Средиземное море. "Только Турция и Египет сменились Испанией, Италией, Черногорией и Хорватией. Растет интерес к Кубе и Таиланду", — говорит Любовь Ртищева.
По ее словам, стоимость аренды парусника 45 футов в среднем стоит 3 тыс. евро за неделю, катамарана того же размера — 3,5–4 тыс. евро, моторной яхты — от 4 тыс. евро. Цена зависит от размера судна, его состояния и оборудования на борту.
Удержать на плаву
на 25%, в пиковый сезон — на 35%. С тех пор как рубль начало лихорадить, были отмечены спады продаж новых и подержанных катеров и яхт, а также резкое подорожание услуг, "завязанных" на стоимость содержания катеров и яхт с использованием расходных материалов зарубежного производства. Поэтому многие клиенты яхт–клубов, исходя из экономических соображений, отправили свои катера и яхты на хранение за рубеж, в Финляндию и Эстонию, оставив их там до начала навигации 2016 года.
В этих условиях игрокам рынка приходится использовать для удержания клиентов самый эффективный инструмент — гибкую и демократичную ценовую политику. "В кризис необходимо сохранить клиента у себя в яхт–клубе. Для этого используется простой, но эффективный инструмент — цена. В этом году наш яхт–клуб сохраняет цены на уровне прошлого года, а для постоянных клиентов снижает. Наши коллеги из других яхт–клубов проводят клубные регаты, выставки и другие мероприятия, которые способствуют привлечению внимания к их объекту", — говорит Сергей Медведников, заместитель генерального директора яхтенного порта "Терийоки" по клубному маркетингу.
Не проводят существенной корректировки стоимости услуг и в "Императорском морском яхт–клубе". "Мы ввели дифференциацию стояночных мест разных категорий и на некоторые стояночные места, в частности при швартовке на муринг, даже понизили стоимость, — говорит Анна Шумейко, руководитель "Буревестник Групп Северо–Запад". — Мы развиваем систему лояльности, предлагая различные системы оплаты для постоянных клиентов, при которых они могут сэкономить до 40% сезонной стояки. Мы остаемся в рублевой зоне, и, таким образом, предложение услуг наших клубов становится интереснее стоянки в маринах Финляндии или Эстонии для российских судовладельцев. Уверена, что это позитивным образом скажется на принятии решения о месте стоянки судна в пользу петербургских яхт–клубов".
Прогнозы и надежды
Пока, по мнению Сергея Медведникова, давать окончательные оценки несколько преждевременно (поскольку именно в апреле происходит перезаключение или пролонгация договоров), но общий тренд, пожалуй, состоит в том, что больнее всего кризис ударяет по среднему классу, нежели по премиальному сегменту рынка.
По мнению Сергея Медведникова, позитивной тенденцией становится то, что администрации клубов начали наконец организовывать клубные мероприятия для своих судовладельцев, в том числе для тех, кто владеет моторными "лодками". Раньше этим обычно занимались не сами клубы, а сторонние организации, частные лица или арендаторы.
Клубы объединяются, чтобы общими усилиями получить эффект синергии. Так, в начале апреля анонсировано взаимодействие двух яхт–клубов ("Терийоки" и "Императорского"). В рамках сотрудничества предполагается, например, провести совместный водно–моторный квест в июле. "Мы не являемся прямыми конкурентами, поскольку люди обычно выбирают клуб, исходя из своего места жительства. Вряд ли человек, живущий в Курортном районе, выберет яхт–клуб на Крестовском острове. Именно поэтому мы выбрали сотрудничество, которое должно помочь реализовать наши цели. Впрочем, у каждого из вышеупомянутых клубов, конечно, есть и свой календарь событий помимо совместных", — сообщает Сергей Медведников.