Совладелица агентства HURMA Recruitment Екатерина Стародубцева о том, как найти идеального официанта, бармена и повара.
Ресторанный рынок продолжает развиваться, а вслед за ним меняется и рынок кадров для общепита. За 2015 год в компаниях прошли сокращения, крупные холдинги отказываются от отдела по подбору персонала, отдав поиск талантов на аутсорсинг. Все больше работников из регионов: у них мотивация выше. И, наконец, изменились каналы привлечения сотрудников: молодежь привыкла получать информацию в соцсетях, в том числе и о вакансиях.
Однако до сих пор при подборе линейных сотрудников компании совершают множество промахов. И малый бизнес, который, в отличие от сетевых компаний, по–прежнему решает эту задачу самостоятельно, вполне может учиться на ошибках кадровиков.
Распространенный промах — заявка на "нереального" сотрудника. Например, в пятизвездочный отель могут взять бармена из молодежного бара только потому, что директору это кажется модным. А такому человеку будет как минимум сложно найти общий язык с командой, в лучшем случае он уйдет. Вторая ошибка — часто владельцу ресторана кажется, что дешевле поменять сотрудника, чем обучить. Это отнюдь не так: новый сотрудник стоит примерно 24 тыс. рублей. Посчитайте затраты на кадровика, который оформляет его в компанию, рекламу, медкнижку, форму. 10 замен в месяц — это 240 тыс. рублей, сумма внушительная.
Ошибки допускают даже на уровне объявлений. Вас бы зацепила такая работа: "В ресторан японской кухни требуются официанты. Предлагаем оформление по ТК, бесплатное питание"? Нет? И меня тоже, а таких объявлений много. Вот другой пример: "Мысль об офисном рабстве вгоняет тебя в Великую депрессию? Двигай к нам! Нашим барам нужны менеджеры. Не обещаем, что будет легко, но будет круто!" Объявление, составленное в духе компании, поможет найти именно тех, кто ей по духу близок. Например, когда я искала персонал для сети баров, столкнулась с задачей, где и как искать татуированных сотрудников. Ответ был на поверхности: в тату–салонах. Мы разместили там объявления о наборе персонала и закрыли вакансии.
Полезно использовать специализированные группы с вакансиями в сфере HoReCa в соцсетях и создавать свои страницы. Но самый эффективный инструмент для формирования команды — сарафанное радио. Если вашим сотрудникам нравится у вас работать, они с удовольствием расскажут о вас. Развивать HR–бренд важно, конкуренты в борьбе за лучших сотрудников не дремлют. Но, прежде чем потратить колоссальный бюджет на подбор персонала, посмотрите внутрь компании, возможно, ваши "звезды" уже с вами, и им нужно создать благоприятные условия для раскрытия потенциала. И рассказы о вас сами разойдутся по рынку.