Блоги "ДП". Сергей Воронков: старшее поколение как новая бизнес-ниша

Население России взрослеет, через 5 лет пенсионером будет каждый четвертый гражданин. Глава "ЭкспоФорум-Интернэшнл" Сергей Воронков в "Блогах "ДП" рассказывает, кто в России уже работает с прицелом на это поколение и какие ниши остаются свободными.

Четверть населения страны могут стать вашими потенциальными клиентами к началу 2021 года — если вы направите свои усилия на старшее поколение. Именно к этому сроку доля граждан России старше трудоспособного возраста увеличится до 24,5%, их численность составит более 37 млн человек.
Более 20 млн пожилых людей уже сейчас делают Россию одним из крупнейших рынков товаров и услуг для старшего поколения, а демографический тренд на старение населения только улучшает перспективы бизнеса. Рынок услуг для пожилых сегодня преимущественно контролируется государством. Его объем составляет 420-450 млрд в год, на частный сектор приходится менее 10%.
В Петербурге есть бизнесмены, которые успешно запускают новые проекты на рынке для старшего поколения. Пример специализированной продукции был представлен 2 недели назад на форуме "Старшее поколение" в "Экспофоруме" — это "Дом пожилого человека", наглядная презентация функционального жилища для маломобильных групп населения. Дом обустроен специальным реабилитационным оборудованием для комфортного проживания людей и инвалидов: поручнями, сиденьями, колясками и другой адаптированной мебелью.
Мы наблюдаем усиливающийся интерес предпринимателей к производству товаров и предоставлению услуг для пенсионеров, как отражение этой тенденции — расширение b2b-части форума "Старшее поколение". Форум здесь выступает не только зеркалом, но и локомотивом отрасли, беря на себя функцию площадки для выработки решений по развитию рынка.
Интерес бизнеса и развитие рынка стимулируется и государством, т.к. появляется финансирование различных социальных проектов. В 2015 году вступил в действие новый закон о социальном обслуживании (первый опыт его применения обсуждался, кстати, на "Старшем поколении" год назад), 5 февраля 2016 года утверждена Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста. Сегодня составляется план по реализации стратегии, принимаются предложения по проведению мероприятий, после чего будут выделяться бюджетные средства.
Пока в России есть лишь малая часть форматов товаров и услуг для пожилых. Между тем в мире развивается как социальная инфраструктура, так и коммерческая и жилая недвижимость для старшего поколения. Например, во Франции на долговременный уход за пожилыми ежегодно выделяется 30 млрд евро, что составляет 1,5% ВВП. Кроме того, государство принимает участие в оплате этой услуги: 60% предоставляют сами пожилые люди, 30% — государство и 10% — локальные власти.
Сейчас 26% населения Петербурга — люди в возрасте от 51 до 70 лет. Это весьма активные потребители: более 600 тысяч из них имеют автомобиль, 770 тысяч совершали покупки онлайн; четверть клиентов автосалонов, треть клиентов частных клиник, треть клиентов элитной недвижимости — это тоже они, люди "третьего возраста". И эти цифры будут только увеличиваться. Идите навстречу возможностям!
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей: blog.dp.ru.