Какие продукты востребованы на российском рынке digital health

Руководитель программы Grants4AppsBayer в России Григорий Колесников - о том, что востребовано на российском рынке digital health.

Рынок digital health в России находится на этапе становления. Речь идет о производстве товаров или услуг, объединяющих новации из мира технологий и медицины, для повышения качества жизни людей. Государство и бизнес только начинают разрабатывать и внедрять программы в этом перспективном направлении.
За рубежом тренд digital health уже утвердился. Еще в 2014 году совокупные вложения в эту сферу превысили $4 млрд, что вдвое больше, чем в 2013 году.
Самые востребованные на рынке — продукты, повышающие эффективность взаимодействия пациента и врача, а также носимые устройства для измерения различных показателей жизнедеятельности.
Молодые предприниматели из России подхватывают мировые тенденции и стараются поскорее занять пока еще свободные ниши. Только в совместную акселерационную программу Bayer и ФРИИ с января по февраль 2016 года было подано 150 заявок от российских стартапов, в том числе и из Петербурга, на участие в коворкинге Grants4Apps. И надо сказать, что большая часть из них находились не просто на уровне идеи, они уже могли продемонстрировать работающее приложение или устройство, которое можно подержать в руках, с хорошим и отвечающим требованиям функционалом. Но сами стартаперы говорят о том, что им не хватает экспертизы, вовлеченности в бизнес–процессы крупных фармацевтических компаний для полноценного продвижения, а главное — реализации собственных проектов.
Акселерационных программ в России не так много. Как правило, мировые фармацевтические гиганты или крупные IT–компании участвуют в партнерских мероприятиях с фондами, которые помогают стартапам пройти путь от идеи до готового решения. Подобные программы существуют во ФРИИ и в Сколково.
За рубежом рынок digital health развивается гораздо активнее, чем в России. Поэтому уже сейчас можно отметить успешно работающие проекты соотечественников, которые изначально прошли программы международных акселераторов. И в командах зарубежных стартапов digital health можно встретить специалистов из России. Например, есть очень интересный и перспективный проект — Viomedo, один из основателей и управляющий партнер которого имеет русские корни. Суть проекта — поиск возможностей проведения клинических исследований для больных, которым существующие подходы не помогают. На платформе уже зарегистрировано около 2 тыс. клинических исследований.
Идей для digital health в России сейчас довольно много. Правда, далеко не все стартаперы четко осознают, какую проблему они решают и на какую аудиторию рассчитывают.