Когда космический туризм станет доступным

Автор фото: globallookpress.com

Череда неудачных испытаний последних лет могла окончательно убедить в том, что путешествия на орбиту и дальше будут доступны не более чем 10 людям на земле. Но события 2016 года дают надежду на то, что первый космический лоукостер полетит совсем скоро.

В этом году можно отметить сразу две круглые даты знаковых событий в освоении космоса. Во-первых, конечно, 55-летие первого полета человека в космос, во-вторых, 15-летие космического туризма.
C тех пор как в 1961 году Юрий Гагарин покорил космос, мысль о том, что когда-нибудь, в один прекрасный день, любой желающий сможет вот так легко отправиться на орбиту, не оставляла человечество. 40 лет спустя в космос отправили первого туриста, а еще через десятилетие уже все СМИ писали, что совсем скоро, буквально завтра в космос будут летать едва ли не маршрутки и такое путешествие будет по карману не только десятке жителей земного шара.
Но завтра и послезавтра никакого прорыва в области бюджетного туризма так и не случилось, зато как-то незаметно настал 2016 год. Успехи последних нескольких месяцев дают основания надеяться, что первого космического лоукостера ждать осталось недолго.

Семеро смелых

Космический туризм уже 15 лет как не фантастика. С 2001 года американская компания Space Adventures совместно с Роскосмосом успешно отправляет на орбиту и МКС всех желающих. Желающих, правда, за все это время оказалось не слишком много, а точнее семь. Еще бы, ведь такой полет обходится в $20-50 млн. Так что клиентами Space Adventures в основном становились очень уж небедные люди. Например, вторым космическим туристом стал разработчик операционной системы Ubuntu, а последним посетил орбиту на коммерческой основе директор и основатель Cirque du Soleil Ги Лалиберте.
В прошлом году список космических туристов должна была пополнить британская певица Сара Брайтман, она даже планировала исполнить на орбите песню. Но потом что-то пошло не так, и от полета она все-таки отказалась. Возможно, продюсеры певицы решили, что 35 млн фунтов (почти $50 млн) на запись одной песни — не слишком приемлемые траты.

Конкуренты на низком старте

Затраты на путешествия на орбиту в ближайшее время могут стать гораздо менее ощутимыми. Space Adventures долго оставалась монополистом в области туров в космос, но с середины 2000-х у компании начали появляться конкуренты. В 2007 году, когда программист и бизнесмен Чарльз Симони заплатил $ 25 млн за свое космическое путешествие, Ричард Брэнсон, глава недавно основанной Virgin Galactic, амбициозно анонсировал, что буквально через год сможет отправлять в космос всех желающих всего за $200 тыс. Но, конечно, в 2008 году ничего такого не случилось. А еще год спустя Чарльз Симони второй раз отправился в космос в качестве туриста, заплатив на этот раз уже $35 млн. Места же на постоянно откладывающийся первый рейс Virgin Galactic продолжали раскупать. В 2012 году коммерческий директор компании Стивен Аттенборо даже насчитал среди купивших билеты на первый космический рейс 20 россиян. К слову, в том году опять в космос так никто и не полетел. А 31 октября 2014 года космический корабль SpaceShip Two, на котором планировалось осуществлять полеты, разбился во время испытаний над пустыней Мохаве на юге штата Калифорния, один из пилотов погиб, второй получил ранения. Несколько несостоявшихся орбитальных путешественников тогда отказались от полета, но Брэнсон пообещал, что реализация программы будет продолжена.
Появившийся почти одновременно с Virgin Galactic стартап Armadillo Aerospace, обещавший билеты в космос вдвое дешевле, чем конкурент (по $102 тыc.), за  год до крушения Spaceship Two объявил о приостановке деятельности, тактично назвав ее "переходом в спящий режим".
А наиболее реальными конкурентами Space Adventures наряду с Virgin Galactic на тот момент оставались Blue Origin Джефа Безоса и Space X Илона Маска. Но опять же никто из них так и не запустил свой первый коммерческий рейс на орбиту. И после почти десятилетия отложенных обязательств и космических неудач уже можно было бы заключить, что массовый туризм на орбиту так и останется чем-то невоплотимым. Но события последнего года дали надежду на обратное.

Год космических успехов

Буквально полтора месяца назад Virgin Galactic представила обновленный Spaceship Two. Впереди, конечно, еще множество тестов и испытаний, и в этот раз Ричард Брэнсон предусмотрительно не оглашает точную дату первого полета. Но к 700 будущим туристам, уже купившим билеты, выразил желание присоединиться даже известный физик Стивен Хокинг. Но, конечно, презентация космического корабля, который еще, вполне вероятно, и не сможет летать, хоть и яркое, но не слишком обнадеживающее событие. А вот конкуренты могут похвастаться более серьезными успехами. Всего пару дней назад после неоднократных попыток Space X наконец удалось осуществить спуск нижней ступени ракеты Falcon 9 на морскую платформу. А чуть ранее, в самом начале апреля Blue Origin, возглавляемая Джефом Безосом, провела очередное успешное испытание по вертикальной посадке вернувшегося после запуска в космос корабля New Shepard. Ранее корабль уже дважды удавалось приземлить в намеченном месте. Ряд успешных испытаний увеличивает вероятность того, что космические туристы уже в 2018 году смогут отправиться на New Shepard в суборбитальный полет.
Правда, Илон Маск после удачной посадки корабля, принадлежащего Blue Origin, напомнил, что суборбитальные полеты — это, конечно, здорово, но лучше все-таки летать в космос, как Falcon. Но, надо полагать, он просто решил не упускать возможность позлословить над успехами конкурента. Стоит отметить, что подобные испытания крайне важны, так как многоразовое использование ракет поможет существенно снизить стоимость космических полетов, в том числе и для туристов. Сам Маск уже признавался, что отправку туристов в космос он не ставит своей основной целью. Но место для туриста на космическом корабле Dragon X все же планируется выделить. Президент и генеральный директор Space X Гуинн Шотуэлл упоминал о важности налаживания регулярного запуска ракет, сравнимого с работой авиакомпаний.

Дешево или никогда

Надо признать, что о заметных успехах на российском рынке космического туризма пока говорить не приходится. Да и существование самого этого рынка в России под большим вопросом. Хотя несколько месяцев назад Роскосмос все же сделал шаг в сторону развития космического туризма, правда, пока только наземного. Ведомство официально разрешило более чем 40 туроператорам устраивать экскурсии на космодромы Восточный и Байконур. Это, конечно, не такой громкий, как у Space X и Blue Origin, но все же успех. А еще о намерении отправлять туристов в космос заявила частная российская компания "КосмоКурс". Причем цены обещают такие же, как у Virgin Galactic. Но в отличие от последней, российская компания пока только разрабатывает то, на чем туристов будут доставлять в космос. Так что с импортозамещением в этой сфере пока, видимо, придется повременить.