В странах, затронутых "панамской утечкой", живо обсуждают ее возможные последствия. Политики играют в прятки, а общество давит на них, требуя решительных мер. Dp.ru посмотрел на реакцию и попытался понять, к чему может привести скандал и в каком положении может оказаться Россия.
Скандал с "панамскими документами" утих, но только слегка: после первой бурной реакции наступает время для того, чтобы понять, какими будут последствия. В разных странах они могут быть разными, хотя заявления политиков, оказавшихся замешанными в финансовых аферах, в чем-то похожи.
В основном линия защиты заключается в прятках. Пресс-служба премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, к примеру, заявила, что офшоры его отца, используемые для уклонения от налогов, — "частное дело". Несмотря на то что Иэн Кэмерон скончался задолго до того, как его сын вообще возглавил правительство, британская оппозиция и пресса вцепились в премьера. Лидер оппозиции Джереми Корбин выступил с обличительной речью, потребовав покончить с "налоговыми гаванями" за рубежом. Особенный акцент газеты делают на то, что ранее Дэвид Кэмерон не раз выступал с критикой офшоров, а в мае должен возглавить крупную международную антикоррупционную конференцию в Лондоне.
Расследование расследования
Во Франции финансовая прокуратура объявила о начале предварительного расследования по делу о "тяжком уклонении от уплаты налогов с отмыванием денег". Около тысячи французов упомянуты в "панамской утечке" ICIJ. Министр финансов Мишель Сапин заявил, что Париж потребует от Панамы передачи данных, а после проверки информации будут применяться штрафные санкции. Президент Франсуа Олланд еще по горячим следам сказал, что утечка — это хорошо, так как позволит собрать налоги с тех, кто от них уклонялся.
Дэвид Кэмерон не единственный, кому приходиться отвечать на неудобные вопросы
Не стала отвечать на вопросы и сестра бывшего короля Испании Хуана Карлоса I, инфанта Пилар де Бурбон, еще один фигурант утечки. Испанская прокуратура тем не менее также объявила о начале расследования, "чтобы определить наличие возможной преступной деятельности". Прокуроры собираются прочесать все материалы и установить всех упоминающихся испанцев. То же самое сделали правоохранительные органы в Австралии, Швеции, Голландии, Австрии.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди также поручила начать расследование. Среди примерно 500 упоминающихся индийцев в основном знаменитости, киноактеры, предприниматели, промоутеры. Часть уличенных ранее уже заявили, что действовали полностью по закону. В Индии с борьбой с коррупцией дело обстоит плохо, отмечают эксперты: хотя законов принято немало, исполняются они весьма плохо. Одним из первых шагов Нарендры Моди был как раз закон о жестких карах для неплательщиков налогов.
В Аргентине президент Маурисио Макри, также уличенный в причастности к офшору, стал одним из немногих, кто предпочел выступить с разъяснениями в телеинтервью. Компания, по его словам, была когда-то создана для инвестирования в Бразилию его отцом Франко Макри, одним из богатейших людей Аргентины, и была закрыта в 2009 году. Действующий президент был в ней директором. "Ничего странного в этом нет", — сказал Маурисио Макри. Как и многие другие политики, он напирает на то, что само по себе создание офшоров вполне законно. Оппозиция, впрочем, все равно требует от него дополнительных пояснений.
Правительство в отставку
Исландского премьер-министра Сигмундура Гуннлауссона просто поджаривают: толпа протестующих собралась у здания парламента в Рейкьявике, чтобы потребовать его отставки. Но Гунлауссон дерзко заявил депутатам, что в отставку не собирается. Если в понедельник он просто отказался отвечать на вопросы, убежав с интервью, то позже извинился за это и выступил с разъяснениями: фирма не вела коммерческой деятельности, не получала налоговых льгот, деньги — наследство жены, от которого он, премьер, не может требовать, чтобы она отказалась, так что правил декларирования имущества он не нарушал. Оппозиция, впрочем, так не думает и требует вотума недоверия, ведь фирма Wintris, о которой речь, владела облигациями трех разорившихся банков и получилось так, что сейчас ей должны $4 млн. "Обычно мы сравниваем себя со Скандинавией и Западной Европой, и люди очень разочарованы от того, что видят своего лидера в компании Путина и прочих подобных людей", — отозвалась депутат Бригитта Йонсдоттир.
В Рейкьявике рассерженные горожане пришли требовать отставки премьер-министра
Импичмента Петра Порошенко требуют и украинские радикалы. Сам президент Украины, как и остальные, выступил с краткими комментариями: мол, он серьезно относится к декларации доходов и весь бизнес передал в управление, а что касается офшоров, то все позже объяснят консультанты. Проверку начала лишь Государственная фискальная служба Украины, а вот Национальное антикоррупционное бюро Украины заявило, что расследовать ничего не будет, так как президент — лицо для НАБУ неприкосновенное. Все-таки братский народ, что ни говори.
Реакция Пекина оказалась точно такой, как и следовало ожидать: из китайского сегмента Интернета тщательно вычищаются все упоминания о скандале. Цензоры блокируют в результатах поиска в китайских поисковиках и соцсетях не только слова "Панама" и "документы", но и имена экс-премьера Ли Пэна, его дочери Ли Сяолинь и зятя Дэна Цзягуя — фигурантов офшорного скандала. Как пишет Forbes, на крупнейшем поисковом ресурсе Baidu выдаются лишь некоторые результаты по этим запросам, а примечание гласит, что результаты отфильтрованы из-за "соответствующих норм и правил". Все перепечатки о "панамской утечке" удаляются с китайских веб-сайтов.
Только в России пресс-служба Кремля не нашла ничего лучше, чем объявить расследование направленным лично на Владимира Путина. Эти цитаты Дмитрия Пескова зарубежные СМИ цитируют с удовольствием — чтобы над ними посмеяться.
Китайские поисковики ничего не расскажут о панамских офшорах
Примечательно вот что: на высшем уровне совершенно не обсуждается сам факт офшорной империи. Обсуждается лишь, хороши или плохи люди, сообщившие о нем. Поэтому ни о каких проверках речь не идет в принципе. В официальных и лоялистских российских СМИ крупнейший мировой скандал освещается по касательной — только критика расследования со стороны Дмитрия Пескова (нельзя же его не процитировать) или же публицистика в развитие его тезисов о "путинофобии". Оппозиционный депутат Дмитрий Гудков направил запрос в ТАСС и МИА "Россия сегодня" с просьбой объяснить, почему они не освещают скандал, но он наверняка останется без внятного ответа.
Что можно сделать
Оппозиционные депутаты в Великобритании, например, в качестве одной из возможных мер называют введение прямого правления на заморских территориях, таких как Британские Виргинские острова, где, собственно, и находится одна из "налоговых гаваней". Так Лондон недавно делал в отношении островов Теркс и Кайкос: в 2009-2011 годах, после громкого скандала с коррупцией, территорией управляла временная британская администрация. После заключения соглашения об обмене налоговой информацией самоуправление было восстановлено.
Однако нельзя же ввести прямое правление в независимых государствах вроде Панамы или Белиза. Эксперты настаивают на ликвидации такого инструмента, как акции на предъявителя, — сертификатов, которые позволяют владельцу числиться в реестре акционеров, не раскрывая своего имени. С ними борется Организация экономического сотрудничества и развития, но когда, например, те же Британские Виргинские острова прекратили работать с акциями на предъявителя в 2005-м, юридические компании просто перенесли клиентов в Панаму.
Европейские правительства столкнулись с серьезным давлением общества — а по мере расследований возникнет череда новых скандалов — и, скорее всего, будут вынуждены предпринять какие-то шаги по борьбе с офшорами, раскрытию реестров бенефициаров и т. д. В свою очередь, они должны будут давить на офшорные страны, заставляя их делиться информацией. В проигравших могут оказаться крупные финансовые институты, которые помогают создавать теневые империи. В расследовании ICIJ упоминаютcя такие титаны, как Credit Suisse и HSBC. Первый в позапрошлом году уже заплатил $2,5 млрд штрафа за помощь в уклонении от налогов богатым американцам, второй в 2012 году заплатил штраф $1,92 млрд за участие в процессе отмывания денег. Именно эти штрафы подтолкнули мировое сообщество и банки к последующему радикальному пересмотру понятия банковской тайны, ужесточению стандартов и, как следствие, оттоку денег из банков. Кто бы что ни говорил, а такие скандалы ведут к последствиям.
Что бы ни предприняли в мире по поводу офшоров, и российские, и китайские, и саудовские политики и бизнесмены волей-неволей почувствуют это и будут вынуждены следовать новым правилам. Более широкое раскрытие информации странами-офшорами означает, что в первую очередь эта информация окажется в руках западных финансистов, что ничего хорошего Москве наверняка не сулит. Задиристое поведение Дмитрия Пескова недальновидно — он может поставить шефа в двусмысленное положение. Ведь если мировое сообщество запустит какой-то механизм борьбы с офшорами, Владимир Путин должен будет либо поддержать его, тем самым признав поражение (ну, раз уж мы исходим из того, что все расследование было направлено лично против него), либо воспротивиться, встав, как белая ворона, на защиту теневого офшорного бизнеса.