Скандальное расследование раскрыло схемы утечки денег через зарубежные офшоры

Автор фото: Вышинский Денис

Международное расследование об офшорах друга Владимира Путина, виолончелиста Сергея Ролдугина, выявило ключевые схемы, по которым отмываются или вовсе исчезают миллиарды рублей. Откуда у музыканта появились эти активы, остается домысливать самим.

Известный виолончелист, народный артист России Сергей Ролдугин оказался миллиардером. Все его активы хранятся в офшорах. К такому выводу пришла группа журналистов из изданий Suddeutsche Zeitung, OCCRP, The Guardian, BBC, Le Monde, "Новая газета" и многих других. Их расследование опубликовано 3 апреля.  
Ранее о миллиардном состоянии Сергея Ролдугина ничего не было известно. Единственным его активом считалась миноритарная доля в банке "Россия". Более того, в интервью прессе он заявлял, что не занимается бизнесом и не владеет дорогостоящими активами.
При этом Сергей Ролдугин с детства знаком с президентом России Владимиром Путиным и сам никогда не отрицал их давней дружбы. В книге "От первого лица", посвященной биографии президента, подробно описывается, как они вместе росли и дружили.
Комментируя данные, обнародованные журналистами, Сергей Ролдугин сказал, что не готов сразу говорить о таких деликатных вещах. Между тем, масштабное расследование международного консорциума журналистов наглядно демонстрирует схемы, благодаря которым миллиарды рублей путешествуют по офшорам, "отмываются" через них или вовсе исчезают. В данном случае большинство ниточек в итоге ведут в Петербург, поскольку и для новоявленного миллиардера, и для президента это родной город.

Прощать долги и предугадывать торги

Журналистам удалось получить бухгалтерскую отчетность панамской офшорной компании Mossak Fonseca (MF). Через нее они вышли на офшоры Сергей Ролдугина, зарегистрированные в 2006-2009 году и ликвидированные в 2014-2015 годах. Так, музыкант был собственником виргинского офшора Sonnette Overseas и панамского International Media Overseas (IMO), где его интересы представляли петербургские предприниматели Олег Гордин и Александр Плехов. Они, в свою очередь, были акционерами офшоров Sandalwood Continental и Sunbarn Ltd. Оборот только в Sandalwood Continental составил $2 млрд, активы компании на 2009 год оценивались в 18 млрд рублей.  
Деньги на офшоры поступали от сделок с акциями "Роснефти" и "Газпрома", в качестве пожертвований бизнесменов и льготных займов от кипрского банка RCB Bank. Один из самых ярких примеров такого поступления денег: в 2010 году IMO заключила договор с MF на покупку акций "Роснефти", а затем расторгла его, получив за это компенсацию в размере $750 тыс.
По такому же принципу между разными офшорам кочевал долг в 4 млрд рублей, выданный ОАО "Национальные телекоммуникации" (НТК), крупнейшему российскому оператору кабельного ТВ. Когда фирма брала в долг 4 млрд рублей, она была коммерческой, — контролировалась группой "Нафта" Сулеймана Керимова. Затем ее продали Национальной медиа-группе, принадлежащей банку "Россия", а затем — "Ростелекому". Долг выплатил именно "Ростелеком", который является госкомпанией.  
Еще один пример: покупка акций российских компаний и на следующий день — продажа этих акций тем же агентам, у которых они были приобретены, но с прибылью до $500 тыс. Часто сделки заключались задним числом, то есть на момент оформления результаты торгов уже были известны. Контрагентами в этих сделках выступали юрлица, связанные с крупным российским инвестфондом "Тройка Диалог" и со Сбербанком, который приобрел инвестфонд. В итоге деньги оседали в зарубежных "дочках" российских банков, например, в 2014 году IMO открывала счет в швейцарском подразделении Газпромбанка. 
Пожертвования от бизнесменов оформлялись в основном как прощенные долги. Например, в 2007 году IMO получила в долг от офшора Levens Trading 6 млн долларов под 2% годовых, а через 2 месяца простила долг за $1. При этом Levens Trading может быть связана с российским бизнесменом Алексеем Мордашовым, поскольку, по данным ЕГРЮЛ, этой офшорной компании принадлежало 100% в "Северсталь-втормет".
Также офшоры Сергея Ролдугина получали крупные кредиты от кипрского RCB Bank, который контролировался банком "ВТБ". Так, в 2010-2012 годах банк открыл для офшора Sandalwood Continental кредитную линию на 650 млн рублей. При этом зачастую цель кредита, план его погашения, а также то, чем он обеспечивается (залог и т.п.), в договоре даже не прописывались.

Хватало и на отдых, и на работу

Журналисты, проводившие расследование, отследили и дальнейшее движение денег. На них покупали как бизнес-активы, так и земли, дома и яхты для личного пользования. Покупки совершали и в России, и за рубежом.    
Например, на 200 млн рублей от офшора Sandalwood Continental Сергея Ролдугина фирма "Озон" купила земли в Приозерском районе Ленинградской области, где построили знаменитый курорт "Игора". Затем офшор выдал еще 40 млн рублей компании "Лагуна", зарегистрированной в "Игоре". После этого компания открыла яхт-клуб на берегу Ладожского озера. Еще 50 млн рублей получила компания "Норд Хауз", купившая земли в Карелии, на которых открылся элитный курорт "Дача Винтера".
Также на деньги от офшоров приобретались доли в российских крупных компаниях. Например, 20% крупнейшего продавца телерекламы в России "Видео Интернешнл" (Vi) приобрел кипрский офшор Med Media Network, "дочка" упомянутой выше IMO Сергея Ролдугина. При этом "дочка" выплатила 270 млн рублей материнской структуре. Сделка происходила в 2010 году на фоне ограничения контроля над рекламным рынком. Тогда Vi контролировала 70%, но законодательно долю контроля для одной компании сократили до 35%. При этом, по данным отчетности офшора, на которую ссылаются журналисты, доходы фирмы не уменьшились, несмотря на сокращение доли.
Кипрский офшор Avtoinvest Ltd, принадлежавший "Тройке Диалог", владел долей в КАМАЗе. Офшором управлял еще один офшор под схожим названием Avto Holdings Ltd, где 15% принадлежали Sonnette Overseas Сергея Ролдугина. Аналогичные схемы прослеживаются и в составе акционеров АвтоВАЗа.
Откуда у Сергея Ролдугина появились все эти активы и миллиарды рублей, неясно. Пресс-секретарь Владимира Путина заявил, что эта информация — информационный вброс и ничего нового Кремль из расследования не узнал, но ответ на этот основной вопрос так и не дал.