Бенефициарами кампании ЦБ РФ по расчистке банковского сектора стали не только санаторы, но и многие крупные игроки банковского рынка. Люди перестали гнаться исключительно за высокими ставками.
Объем вкладов физлиц, которые банки привлекли на Северо–Западе, за 2015 год вырос на 24%, до 2,65 трлн рублей на 1 января 2016 года, свидетельствуют данные ЦБ РФ. Объем депозитов юрлиц за тот же период вырос на 20%.
Особенный рост депозитных портфелей отмечают крупные игроки: они получили доступ к средствам вкладчиков банков, которые ушли с рынка.
Охота на высокие ставки
Главной причиной роста вкладов в 2015 году стали высокие ставки по вкладам физлиц. В течение года ставки постепенно снижались, следуя за ключевой ставкой, и у клиентов была мотивация сделать вклад раньше и вложить больше.
Объем вкладов физлиц Северо–Западного банка Сбербанка РФ вырос в прошлом году на 25,6%, "ВТБ 24" по СЗФО — на 31,5%, БФА — на 47%, банка "Санкт–Петербург" — на 20,5%, МБСП — на 14%, Энергомашбанка — на 18%, петербургского филиала Юникредит банка — на 121%.
Тренд на привлечение депозитов привлек в том числе тех, кто ранее розницу активно не развивал. "В прошлом году мы пересмотрели подход и к рознице, обновили линейку вкладов, внесли изменения в работу сети. Это позволило дополнить частные депозиты руководителей и собственников компаний, обслуживающихся в банке, средствами широкого круга вкладчиков. Ставки по вкладам физлиц в 2015 году были достаточно высокими. Таких уже не будет. В текущем году мы их пересмотрели", — говорит заместитель председателя правления банка "МБСП" Валерия Воронкина.
Некоторые игроки отмечают, что опасались присоединяться к политике высоких ставок из–за рисков. "В период резкого увеличения ставок по вкладам банк "Санкт–Петербург" был одним из последних, кто увеличил ставки. Мы прекрасно понимали, что такая ситуация не продлится долго, а вот средства, привлеченные от клиентов по завышенным ставкам, на весь срок вклада останутся в банке под очень высокий процент", — вспоминает руководитель бизнеса депозитных операций дирекции розничного бизнеса банка "Санкт–Петербург" Наталья Матвеева.
Поиск тихих гаваней
Бонусом для крупных игроков стал приток клиентов банков с отозванными лицензиями. За 2015 год ЦБ РФ отозвал 93 банковские лицензии.
"Трудно оценить масштаб влияния отзывов лицензий, но, безусловно, это привело к росту финансовой грамотности населения, — говорит коммерческий директор региона "Санкт–Петербург Север" Юникредит банка Антон Большаков. — Люди перестали гнаться исключительно за высокими ставками, стали отдавать предпочтение крупным банкам. По сравнению с 2014 годом по итогам 2015–го мы зафиксировали в 2 раза больше новых клиентов".
"В 2015 году вкладчики проблемных банков оставили на счетах и вкладах "ВТБ 24" 5,6 млрд рублей из общего объема страховых выплат, прошедших через наш банк, в 12,5 млрд рублей", — отмечают в пресс–службе "ВТБ 24" по СЗФО. "Угроза отзыва лицензии напугала в основном крупных вкладчиков мелких банков. В конце 2014 года была в 2 раза увеличена страховая сумма возмещения по вкладам — с 700 тыс. до 1,4 млн рублей. Клиенты, хранящие в банках сумму, покрываемую страхованием АСВ, не стали активно изымать средства из банков. Крупные же вкладчики начали переходить из мелких банков в крупные частные, а также госбанки", — заметила Наталья Матвеева.
Перед санаторами банков встала задача сохранить вкладчиков. В Балтинвестбанке, находящемся под санацией Абсолют Банка, отток вкладов по итогам года оценивают всего в 7%. "Вкладчики Балтинвестбанка позитивно оценили факт санации и позицию инвестора на рынке, а также действия для предотвращения оттока вкладчиков: сохранение всех действующих условий договора и четкую работу всех отделений", — говорят в пресс–службе Балтинвестбанка.
"Тенденция роста объема вкладов, скорее всего, продолжится и в текущем году, несмотря на то что многие банки не испытывают сейчас потребности в дорогом фондировании", — прогнозирует первый заместитель генерального директора — председателя правления Энергомашбанка Ольга Щербакова. "Депозиты физлиц будут расти, но меньшими темпами. Кого–то не привлекает процентная ставка, кто–то ушел в игры с перепадами курсов иностранной валюты, а кто–то, не справляясь с инфляцией, тратит вклады на предметы первой необходимости", — добавляет Наталья Матвеева.