Насколько прозрачно проведение электронных торгов

Директор по стратегическому развитию АПП Максим Копалин - о том, насколько прозрачно проведение электронных торгов.

Перевод госзакупок, торгов по банкротству и коммерческих торгов в электронную форму, конечно, сделал контроль со стороны общественности более эффективным. Но ответа на вопрос, насколько все–таки прозрачно проведение этих аукционов, пока нет. До сих пор, и это не секрет, заинтересованные лица могут влиять как на ход торгов, так и на их конечные результаты.
Чаще всего игрок, в чьей победе не заинтересованы организаторы или заказчики, сталкивается с проблемами при подаче заявки. Если раньше, во время "бумажных" аукционов, заявителя не пускали на территорию заказчика, теперь неугодная заявка может попросту не дойти до сервера торговой площадки. И, конечно, не по вине заявителя. Делается это вот как: со стороны площадки меняются скрипты программного обеспечения и временно блокируется неугодный аккаунт, а значит, и заявка, с него отправленная.
При этом электронная площадка остается как бы ни при чем: руководство ссылается на технические неисправности в компьютере заявителя или на "сбой в интернет–соединении". Такие случаи не единичны: по нескольким из них ФАС проводила проверку и установила факт мошенничества. Но, к сожалению, большинство предпринимателей, сталкиваясь с подобными "техническими проблемами", не обращаются в правоохранительные органы. На это и рассчитывают мошенники.
Есть и еще более топорные схемы, поражающие своей наглостью и безнаказанностью. Так, прямо на электронной площадке исправляются котировки уже поданных заявок в пользу той или иной компании.
Например, некая компания подает заявку, стоимость которой де–факто выше стоимости уже поданной заявки от другой компании, которая "должна выиграть торги". Между подачей заявок и проведением конкурса может пройти не одна неделя, и у мотивированных сотрудников электронной площадки достаточно времени, чтобы изменить котировки так, как им надо.
По идее, если все сделано гладко, то такие торги не вызывают подозрений: побеждает компания, предложившая наибольшую цену, все довольны, бюджет в плюсе. Обнаружить подлог постфактум очень непросто. Для честных торгов надо совершенствовать законодательную базу и продолжать реформирование полиции.
Сильно усложнить жизнь любителям фальсификаций может повсеместное введение в процедуру электронных торгов так называемого "Независимого регистратора", который действует уже на пяти площадках, где происходят госзакупки. В этом случае все поданные заявки и действия с ними сохраняются на независимом сервере и могут быть переданы в ФАС по запросу.