Корреспондент Ольга Мягченко объясняет, зачем власти России решили принудить собственников жилья напрямую платить ресурсоснабжающим организациям.
Правительство РФ вот–вот внесет в Госдуму законопроект, прописывающий механизм перехода на прямые расчеты между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями (РСО). Минстрой, отвечающий за ЖКХ, уже согласовал этот документ со всеми заинтересованными структурами. Суть нововведения в том, что договор поставки коммунальных услуг (тепло–, водо–, газо–, электроснабжение и водоотведение) будет заключаться не между РСО и управляющей организацией (УО), как это происходит сейчас, а напрямую между монополистом и собственником жилья. Чтобы поставщикам не пришлось подписывать договоры с каждым жильцом в отдельности (в одном только Петербурге свыше 2 млн квартир и еще больше собственников — подписание растянулось бы на годы), обитатели каждого дома должны будут делегировать своему представителю право сделать это от их имени.
В чем принципиальная разница? Сейчас монополисты предоставляют коммунальные ресурсы управляющим, а уже те являются поставщиками услуг для жильцов. Это значит, что если граждане не платят квартплату, то долг перед РСО образуется не у них, а у управляющей компании. Ей приходится взыскивать недоимки с должников, причем денег на судебные издержки управляющим взять негде — это не предусмотрено в тарифах на жилищно–коммунальные услуги. Если будет принят законопроект Минстроя, разбираться с неплательщиками будет сама РСО. С другой стороны, недобросовестные управленцы лишатся важного источника махинаций. Они собирают с граждан квартплату, но не перечисляют деньги монополистам, накапливают долги и банкротятся, не расплачиваясь с поставщиками. Эта схема стала настолько обыденной, что РСО заведомо зачисляют в категорию невозвратных около 30% коммунальных долгов.
Логичная, казалось бы, новая схема Минстроя — оплата коммунальных услуг без посредников — долгие годы не может воплотиться в жизнь. Обычно чиновники отвечают: никто не мешает монополистам переводить дома на прямые платежи, нужно только, чтобы собственники квартир в доме приняли такое решение. Но удивительное совпадение: как только РСО начинает агитировать жильцов за прямые платежи, УО–должник банкротится, а обитатели дома единодушно решают сменить ее на другую организацию. Причем новые управленцы оказываются связанными с банкротом общими собственниками и общим менеджментом. Например, ООО "Жилкомсервис" (Красносельский район) обслуживало 237 домов, в 2013 году обанкротилось, имея 187 млн рублей долгов. За месяц до банкротства во всех домах прошли собрания, на которых собственники проголосовали за смену УК. Дома достались компаниям "ЖКСервис" и "Комфорт" — "родственникам" банкрота. Причем инициатором собраний была администрация Красносельского района. По схожей схеме сменились управляющие после банкротства "Жилкомсервиса № 2 Василеостровского района" с совокупным долгом свыше 1 млрд рублей.
Вряд ли причина успешного продвижения инициативы Минстроя в том, что чиновники наконец узнали детали этих схем. Скорее всего, дело в том, что долг по квартплате в масштабах страны достиг 1 трлн рублей, в Петербурге превысил 16 млрд. Как говорится, количество перешло в качество.