Почему платные онлайн-кинотеатры набирают популярность в России

Автор фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

По итогам 2015 года доход легальных видеосервисов в России достиг 8,5 млрд рублей. Аналитики прогнозируют уверенный рост популярности платных сервисов, несмотря на кризис.

По итогам 2015 года объем российского рынка легальных видеосервисов достиг 8,5 млрд рублей и к 2019 году вырастет до 14,3 млрд рублей, оценивает J'son&Partners Consulting. Среднегодовой темп прироста в 2015–2019 годах, по прогнозу аналитиков, составит 14%.
Наиболее распространенной моделью монетизации осталась AVOD (видео с показом рекламы), которая будет оставаться абсолютным лидером рынка и сохранит свою долю не менее чем в 65% до 2019 года. При этом аналитики отмечают тенденцию к сокращению доли рекламного сегмента за счет роста доходов видеосервисов, работающих по модели сдачи в аренду или продажи контента. Немного быстрее рынка растет выручка от подписки на видео, но доля ее пока незначительна.

Кино на миллиард

Меньше всего в 2015 году заработали операторы платного ТВ и онлайн–платформы, где размещается видео: 994 млн и 581 млн рублей соответственно. Телеканалы заняли второе место по объему доходов от легального видео с выручкой 1 млрд рублей, что составляет менее 1% от рекламных доходов в телеэфире. Лидерами стали онлайн–кинотеатры, суммарный доход которых составил 5,9 млрд рублей. Официальные страницы телеканалов оказались несколько популярнее онлайн–кинотеатров — 2,3 млн уникальных посетителей в месяц против 2,1 млн. Однако уровень вовлеченности посетителей онлайн–кинотеатров существенно выше — 57 минут против 4 минут на странице телеканала и 20 минут на видеохостинге (неспециализированный сайт, где размещено видео), как сообщает департамент инфотехнологий Москвы.
У основных игроков — Ivi, Megogo, Tvzavr — резко увеличились доходы (на 50–70%), что позволило им заявить об операционной безубыточности. Они расширяли бизнес по всем направлениям: платные и бесплатные модели, выход на новые платформы распространения, контентная политика. Об операционной безубыточности по результатам 2015 года заявил Tvigle, который зарабатывает только на рекламе. Участники рынка называют прогноз роста на 14% в год реалистичным, а некоторые — даже консервативным. Например, онлайн–кинотеатр Okko, работающий по модели платной подписки, ожидает рост рынка на 20–25% в год, а рост собственной выручки — на 30–40% в 2016 году.

Партнеры

Основным трендом 2015 года стало сотрудничество представителей разных сегментов рынка. Онлайн–кинотеатры заключают партнерские соглашения с операторами, телеканалы активно работают с вендорами и расширяют присутствие на Smart TV и мобильных устройствах, платформы цифровой дистрибуции собирают максимально возможные видеотеки при помощи правообладателей и агрегаторов контента, отмечают аналитики J'son&Partners.
Важное явление 2015 года — разработка видеосервисами систем рекомендаций. Цель — упрощение зрительского выбора и удержание клиента максимально возможное время перед экраном.
По прогнозу J'son&Partners, в 2016 году ожидается выход нескольких новых проектов, созданием и продвижением которых займутся легальные видеоресурсы. Так, Ivi планирует запустить собственный мультсериал. Как подчеркивают в компании, основной тренд, который повлияет на успешность видеосервисов, — персонализация пользовательского опыта.
Партнерские проекты с операторами платного ТВ — один из будущих драйверов развития онлайн–кинотеатров, отмечают в Okko, но создание собственного контента не является первостепенной задачей. В Tvzavr поддерживают эту позицию: основными стимуляторами роста в компании называют развитие рынка SmartTV и сотрудничество онлайн–кинотеатров с интернет–провайдерами, а также ужесточение борьбы с пиратством.

Не по понятиям

Значимым событием на российском рынке онлайн–кинотеатров стало появление международного сервиса Netflix в начале 2016 года. Новый игрок пока не повлиял на расстановку сил, поскольку не адаптировал свой сервис под российский рынок и предложил достаточно высокую цену подписки.
Однако появление зарубежной корпорации привлекло внимание Роскомнадзора, который предложил ввести законодательное регулирование деятельности онлайн–кинотеатров. Медиакоммуникационный союз подготовил законопроект, который, в частности, обязывает онлайн–кинотеатры транслировать не менее 80% контента на русском языке и не менее 30% отечественного контента. Участники рынка выступают за сокращение ограничений.
Ключевой тенденцией, повлиявшей на рост рынка, стала активизация государства в борьбе с пиратами. Осенью 2015 года было объявлено о создании в структурах Роспечати кластера "РАЭК / Медиа". Его задача — стимулировать оборот легального контента, а для этого предлагается убрать пиратские сайты из поисковой выдачи, решить вопрос с обходом блокировок, а также отключить пиратские сайты от платежных систем и ограничить их доходы. Последнее предложение получило поддержку Минкомсвязи.
Закрытие пиратских сервисов не приводит к снижению потребления нелегального контента — люди в России не считают это зазорным. В борьбе с пиратством в первую очередь должны быть задействованы государство и правообладатели. Онлайн–кинотеатры могут лишь предоставить альтернативу закрывающимся нелегальным площадкам. Сами по себе мы ситуацию не переломим. Нужно делать хороший продукт — качественный, технически доступный, понятный. И уметь донести информацию о продукте пользователю. То есть развитие цивилизованного рынка возможно при наличии хорошего продукта и правильной коммуникации с аудиторией.
Иван Гродецкий
генеральный директор онлайн–кинотеатра Okko
Пользователи все быстрее переходят на потребление легального контента — этому способствуют и маркетинговые акции, и широкое освещение в СМИ. Как показали соцопросы, есть только 7% убежденных пользователей пиратского контента. Остальные потребляют его по незнанию, просто потому что он появляется в поисковой выдаче. Сейчас легальные площадки, в том числе и Tvzavr, все больше внимания уделяют своей рекламе, активно обсуждается вопрос зачистки поисковой выдачи. Если правообладатели легко смогут удалять ссылки на пиратские ресурсы из поисковой выдачи, пользователи будут смотреть видео только на легальных площадках.
Марина Сурыгина
глава "РАЭК/Медиа", генеральный директор онлайн–кинотеатра Tvzavr