brand voice Все статьи автора
20 марта 2016, 23:42 1050

Приходится доказывать банку, что ты не верблюд

Генеральный директор ООО «Мегаконсалт» Александр Смирнов.
Фото: Ковалев Петр

Генеральный директор ООО "Мегаконсалт" Александр Смирнов о том, что в последнее время ужесточение требований Центробанка к деятельности финансовых организаций привело к тому, что банки стали все более тщательно оценивать благонадежность клиентов не только с точки зрения кредитования, но и в плане расчетно–кассового обслуживания. В результате "под раздачу" попадают реально работающие компании, в основном представляющие малый и средний бизнес, счета которых неожиданно закрываются из–за того, что банкам что–то не понравилось в их деятельности. Чаще всего, по нашему опыту, страдают компании с выручкой 100–400 млн рублей в год.

При этом отсутствует четкий список параметров, которым должна соответствовать компания, — они остаются на усмотрение банка. Например, отсутствие проблем с налоговой отчетностью вовсе не гарантирует, что банк не устроит собственную проверку того, как компания платит налоги.

Банки и клиенты вновь ищут точки соприкосновения

Банки и клиенты вновь ищут точки соприкосновения

475
brand voice

Банки стали настолько перестраховываться, что порой выдвигают требования, вообще никак не связанные с финансовым положением клиента. Например, требуют доказать реальность существования компании, анализируя ежемесячную оплату телефонных счетов, покупку канцелярии или приобретение перчаток для строительных работ, если компания занята соответствующим видом деятельности. Проверяется соответствие места нахождения офиса юридическому адресу компании. И это хорошо, если такие требования есть: чаще всего банк, руководствуясь законом "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем", закрывает счета и вовсе без объяснения причин. Просто потому, что по субъективному мнению кого–то из клерков компания выглядит подозрительной. Бывает даже, что кредитный отдел банка настойчиво предлагает компании взять кредит, в то время как другой отдел параллельно закрывает счета клиента.

Кроме того, если у компании закрыли счет в одном банке, то при попытке открыть новый счет в другом, скорее всего, тоже возникнут трудности, так как в нем не захотят связываться с "подозрительным" клиентом. Поэтому бизнес вынужден заранее открывать дублирующие счета на случай возникновения подобной ситуации с одним из банков, чтобы работа не прекращалась. Тем более что открытие нового счета занимает теперь не 2–3 дня, как раньше, а 2–3 недели, во время которых компания, по сути, не имеет возможности вести никакие расчеты. Представитель одного из банков жаловался нам, что из–за усложнения процедур количество открывающихся расчетных счетов в их банке снизилось за последнее время на 95%.

В результате получается, что банки перестраховываются, а бизнес вынужден изобретать новые механизмы того, как убедить банки в своей благонадежности. Это приводит к дополнительным издержкам, отвлекает от работы ресурсы, которых у малого бизнеса и так не много. Количество закрытых счетов продолжает расти, и пока непонятно, к чему эта ситуация приведет: снизят ли банки барьеры, испытывая недостаток в клиентах, или клиенты так и будут вынуждены закупать канцелярию и платить по ненужным счетам за телефон, чтобы доказать, что они достойны открыть счет в банке.

Новости партнеров
Реклама