Арт-критик Станислав Савицкий — о выставке "Время, вперед! Советская фотокнига 1920-1930-х годов" в "Росфото".
О советском времени и нашутились всласть, и наплакались вдоволь. Каяться — каялись. Ехидничать — ехидничали. Пытались взять из него что–нибудь позитивное, но от этого одни недоразумения. Так и не ясно, что делать с этой канувшей в небытие жизнью, воспоминания о которой у многих еще свежи. Если надо разрядить ситуацию или подстраховаться при форс–мажоре, на 90% выручит какая–нибудь советская прибаутка. Мило, безобидно, ну и сами понимаете, всякое бывает. Между тем самое интересное в этой недавней истории не то, что из нее можно черпать оправдания на все случаи жизни. Про это время, как это ни абсурдно, мало что толком известно. Мы видим его либо общим планом, не различая лиц и деталей, либо в конкретике, не укладывающейся в эпохальные обобщения. Ни про экономику, ни про литературу, ни даже про парки культуры и отдыха мы не знаем самых элементарных вещей, думая при этом, что тут все предельно ясно. Достаточно попытаться рассмотреть хотя бы один частный случай из советской истории, чтобы убедиться в собственном неведении.
Фотокнига в СССР — тема и специальная, и магистральная. Выставка в "Росфото" — про специфический жанр, сформировавшийся на стыке авангарда и книги художника. Издания, подготовленные Родченко, Клуцисом и Шкловским, придуманы невероятно изобретательно. Что ни вещь, то блестящий эксперимент. При всем при том большинство экспонатов пропагандируют развитие промышленности при большевиках, успехи Красной Армии, достижения республик, реконструкцию столицы или, что и вовсе дико, гигантскую лагерную стройку Беломорканал. Этот монументальный агитпроп под стать энтузиастической кинохронике 1930–х. Часть изданий — подарочные книги, сделанные с невероятной для тех лет роскошью. Сложнейшие макеты, дорогая полиграфия, панорамные снимки на полуметровой раскладке, которые могут привидеться только во сне, — такие сказки не становятся былью. Шик, с которым воспета жизнь в СССР, парализует. Тут не до смеха, да и гневная филиппика не к месту. Это бесчеловечное зрелище, перед которым вы испытываете одновременно ужас и неподдельный интерес к этой эпохе. Сегодняшний день на ее фоне, к счастью, мелочен. Хотя бы в этом нам повезло.