Перед выборами российские политики судорожно выдумывают повестку дня. Не то чтобы в стране не было волнующих тем — просто они мало кого волнуют, такой вот парадокс. По крайней мере до такой степени, чтобы открыто выразить свою позицию.
В рамках грядущей предвыборной кампании российские партии приступили к написанию программ и выбору стратегий. На самом деле все это соревнование не вызывает ничего, кроме зубной боли, — спешно выдумываемая повестка дня все равно ничего общего с реальной не имеет.
К примеру, на этой неделе "Единая Россия" провела первое заседание по подготовке к написанию программного документа. "Программа должна четко отвечать на вопрос, как будут решаться те проблемы, прежде всего социальные, которые волнуют граждан нашей страны", — поставил задачу премьер–министр и председатель партии Дмитрий Медведев. И добавил, что пренебрегать при этом нельзя ничем: и от беспартийных надо принимать разные предложения, и во время праймериз, если кто–нибудь что–нибудь интересное скажет, тоже надо подбирать и использовать.
Такую стратегию, безусловно, нужно признать мудрой. Чтобы не ошибиться с тем, что говорить избирателями, нужно спросить: "Скажите, что бы вы хотели, чтобы мы вам сказали?" Вообще, единственный ответ, который могут дать единороссы, звучит так: "Все, что делает президент и правительство, — правильно". Как вот можно ответить, например, на вопрос об обвале рубля, если в Кремле уже сказали, что обвала никакого нет?
"Справедливая Россия" полетела в атаку на правительство под лозунгом "Делай или уходи" и начала сбор подписей. Но в громком воззвании всего несколько пунктов: отмена платы за капремонт, отмена транспортного налога, пересчет налога на недвижимость. И это все, что правительство должно сделать? Вы реально верите, что вот за эти три рубля люди посмеют бунтовать против начальства?
На самом деле, как ни странно, такие вещи теоретически могут стать якорями в какой–нибудь более классической кампании. Но в наших условиях есть нюансы, главный из которых в том, что правительство не уйдет в отставку даже в том случае, если "Справедливая Россия" вдруг получит в Госдуме большинство. Это понимают все, начиная с лидера СР Сергея Миронова.
Политики в России начинают судорожно выдумывать повестку дня. Не то чтобы в стране не было волнующих тем — просто они мало кого волнуют, такой вот парадокс. По крайней мере до такой степени, чтобы открыто выразить свою позицию. Реалии таковы, что есть решения властей, которые можно или горячо приветствовать, или ворчать в уголке. Можно лоббировать, но нельзя спорить публично с готовым продуктом. Не может быть дискуссии вокруг платы за капремонт, может быть в лучшем случае только опрос: "Как вы думаете, хорошо это или плохо?" Странно представлять себе, что людей, которых никогда не спрашивали, вдруг сейчас возьмут и спросят.
Наблюдать за этими выморочными спорами всерьез невозможно; за американскими праймериз и то интереснее. Видно, что у людей есть вопросы, которые будут решаться или так, или эдак.
Попробуем представить в России аргументированную дискуссию между системными политиками о том, нужно ли воевать в Сирии или нужно ли ограничивать влияние спецслужб на Интернет. И человек, который победит, реально, вот прямо по–настоящему, будет решать, отправлять войска или нет. Даже звучит смешно.
Правильно Дмитрий Медведев отказывается от участия в дебатах — какой смысл отвечать на вопросы, заранее согласованные в администрации президента.