Как купить прибыльный ресторан

Владелец кейтеринга "Идеальный фуршет" и "Кайзен" Евгений Никифоров — о том, как купить прибыльный ресторан.

На фоне всеобщей паники из-за кризиса ресторанный бизнес переживает череду открытий и закрытий заведений, причем как новых, так и давно существующих проектов. Самое слабое звено в этой цепи составляют мечтатели — новички, которые открыли собственный ресторан, но востребованным у клиентов он не оказался. В итоге рестораны выставляются на продажу (по завышенным ценам). При грамотном анализе заведения до его покупки можно сбить первоначальную цену до реальной рыночной стоимости объекта.
Сейчас готовое кафе или ресторан получается купить ниже первоначальной стоимости в несколько раз. Так, неделю назад мы с партнером выкупили кафе по цене в 4 раза ниже его первоначальной стоимости! Мы выявили причины неуспешной работы заведения, проведя анкетирование. Свыше 150 вопросов в анкете позволили вскрыть структуру работы кафе, составить план для реанимации точки, просчитать прибыльность и окупаемость вложений. После такого анализа продавец был вынужден согласиться с той ценой, которую предложили мы. Сейчас на месте бывшего кафе работает наше бистро "Дом Шавермы", и с точки зрения расположения — в весьма удачном месте.
Какие же вопросы помогут оценить потенциал покупаемого заведения? Во-первых, обратите внимание на соотношение площади зала и производственной части. Зал должен быть минимум на 55% больше хоззоны. В противном случае объект признается нерентабельным (если, конечно, не учитывать концепцию объекта и стоимость аренды). Второе — учитывайте наличие школ, детских садов и т. д. ближе чем в 50 м от заведения, а также вероятность их появления в ближайшее время (в этом случае алкогольную лицензию не получить).
Кроме того, нужно оценить эффективность геолокации объекта: трафик может быть большим, но неэффективным, это тоже отказ от покупки. Например: недавно мы смотрели здание на продажу под ресторан, оно находится на федеральной трассе при въезде в город. Трафик сумасшедший, но люди с утра едут на работу и им не до перекуса, а вечером заставить кого-то повернуть будет нереально сложно: слишком большой поток. Если бы объект находился на стороне выезда из города, то перспективы были бы более интересные. Переделать существующий ресторан гораздо дешевле, чем открывать его с нуля. Зачастую объекты великолепно оснащены и отремонтированы, но их стоимость значительно снижается, так как заведения уже эксплуатировались. Таким образом, покупка готового ресторана, кафе и т.д. — дело крайне выгодное. Главное — не жалеть сил на аудит до покупки, и тогда все ваши затраты не только окупятся, но и сделают вас владельцем заведения, стабильно приносящего растущий доход.