Редактор "ДП" Александр Сологуб о том, почему грузопотоки перераспределяют пользу Бронки.
Федеральная таможенная служба (ФТС) намерена прекратить обслуживание экспортно–импортных грузов в терминалах петербургского порта, расположенных в городе. Балтийская таможня, которая сейчас принимает транспортные средства, товары, декларирует их, оформляет и досматривает грузы, сможет только принимать и досматривать товары. А документальный таможенный контроль будут проводить таможенные посты во вновь построенных терминалах — Бронке и Усть–Луге (важно, что таможенный пост в Бронке входит в Балтийскую таможню, но ограничения его не коснутся).
О таком намерении глава ФТС Андрей Бельянинов на прошлой неделе известил губернатора Петербурга Георгия Полтавченко и полномочного представителя президента РФ на Северо–Западе Владимира Булавина (см. по ссылке). Письмо — это еще не приказ ФТС, но с таких, на первый взгляд ничего не значащих документов начиналось закрытие других таможенных пунктов пропуска в России. Участники ВЭД получили сигнал, что им пора перебираться на новые терминалы. Хотя никаких экономических стимулов у них для смены места обработки груза нет.
Ждать приказа долго не придется. Таможенное оформление выпуска товаров прекратится в течение нескольких месяцев. Таможенную очистку прибывших в петербургские терминалы грузов можно будет провести только удаленно. Лишних таможенных инспекторов сократят. Обороты петербургских стивидоров пойдут на убыль. Девелоперы начнут делить портовые земли вблизи центра города.
О закрытии портовых терминалов в Петербурге городские власти говорят с середины 2000–х. Сначала решили избавить порт от "грязных" грузов: нефти, угля. Перевалка сырья уже переместилась в Усть–Лугу. Теперь очередь дошла до контейнеров. В 2007 году началось проектирование многофункционального перегрузочного комплекса в Бронке. Тогда и заговорили, что со временем туда переедут все терминалы из Петербурга.
Формально первая очередь Бронки заработала в конце 2015 года, когда там открылся таможенный пункт пропуска. Однако ажиотажного спроса на услуги этого терминала нет.
Идти по пути Усть–Луги — снижать тарифы инвестор (холдинг "Форум" Дмитрия Михальченко) не хочет, нужно возвращать вложенные в порт 45 млрд рублей. А опыт Усть–Луги показывает, что, несмотря на низкие тарифы, желающих везти туда контейнеры мало: доля Усть–Луги в контейнерном обороте российских портов на Балтике не превышает 4%. Петербургские стивидоры надежно удерживают клиентов. Пропускная способность городских терминалов — 5 млн teus (20–футовых контейнеров) в год. Но даже в лучшие времена оборот едва превышал 2,5 млн teus, а после девальвации рубля сокращается — 1,7 млн teus за 2015 год. С падающим объемом Бронка справится самостоятельно. А к концу 2017 года, после запуска второй очереди, его возможности возрастут c 1,5 млн до 1,9 млн teus, что с лихвой покроет потребности рынка.
Передел рынка в пользу Бронки и объясняет появление письма Андрея Бельянинова. Изумляет только пассаж в самом письме, где Бельянинов пытается замаскировать причины ограничения функционала Балтийской таможни тем, что ее сотрудники "грубо нарушают таможенное законодательство", из–за чего федеральный бюджет несет потери. Как будто Балтийская таможня — самостоятельный субъект и ее сотрудники не подчиняются главе ФТС.