Как недостаток невест влияет на ВВП

Автор фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Стоимость подарков, которые мужчины в День святого Валентина сделают женщинам, будет тысячекратно превышать стоимость подарков, которыми слабый пол порадует сильный. Экономист Дмитрий Прокофьев объясняет, почему все устроено именно так.

Вторая неделя февраля — традиционное время для рассказа об экономике любви (привет, святой Валентин!). Трудно сказать, насколько покупка сердечек и конфетных коробок оживит розничную торговлю (подозреваю, что слабо), тем не менее экономика проникает и в такую трепетную сферу, как любовь.
Одно, во всяком случае, можно утверждать совершенно уверенно: стоимость подарков, которые мужчины в этот день сделают женщинам, будет тысячекратно превышать стоимость подарков, которыми слабый пол порадует сильный. Удивляться тут нечему. Так устроено в живой природе. Почему у большинства видов именно самцы заботятся о гнезде, бегают за едой и даже дарят самкам подарки, совсем как "человек разумный"? Потому, объясняют биологи, что именно самки являются "лимитированным ресурсом вида" и на этом основании "гнут пальцы", а также перья, лапы и хвост, требуя заботы, внимания и подарков. Спрос на самок опережает предложение, а в этом случае, как мы знаем, цена растет. Что делает "ресурс вида" ограниченным? Степень вклада в заботу о потомстве. Самки тратят на его выращивание гораздо больше сил, чем самцы, соответственно, природа предусмотрела для них компенсационные механизмы. В виде подарков со стороны мужчин. Бывает и наоборот. Самки трехцветного кулика буквально дерутся за внимание самца — потому что именно он будет высиживать яйца и кормить птенцов.
Недостаток невест может творить с экономикой чудеса. Совместное исследование ученых из Пекинского и Колумбийского университетов установило, что не менее трети стоимости квартиры в китайских мегаполисах определяется… необходимостью для мужчины купить жилье — иначе он может не рассчитывать на спутницу жизни. В целом же экономисты Пекинского университета считают, что китайская диспропорция полов обеспечивает четверть роста ВВП — китайцы работают как проклятые, потому что китаянки представляют собой "дорогой ресурс" во всех смыслах.
Означает ли это, что переизбыток женщин может привести экономику к стагнации? Необязательно. В Африке есть страна, ВВП которой растет аж на 8% в год, а уровень бедности снижается на 3% ежегодно. При этом на троих мужчин там приходится семь женщин. Страна эта — Руанда. Двадцать лет назад, после того как руандийский фюрер Хабиаримана Непобедимый погиб в странной авиакатастрофе, соратники вождя решили очистить Руанду от несогласных и подозрительных, поручив эту работу народному ополчению "Нападающих вместе". Так уж вышло, что врагами были назначены горожане народности тутси. Прежде чем тутси сумели дать отпор ополченцам, а потом и разгромить их, в Руанде был убит каждый пятый мужчина.
Результат — руандийские женщины пришли к власти на всех уровнях, кроме президентского, они составляют большинство в парламенте Руанды. Среди руководителей некоммерческих организаций в Руанде, фактически выполняющих функции министерств социальной защиты и образования, 90% женщин. И судя по тому, как растет экономика страны после коллапса, связанного с политикой "непобедимого" Хабиариманы, женщины со своей руководящей и направляющей ролью вполне справляются.
Россия, конечно же, не Китай и не Руанда, хотя в социальном и демографическом устройстве этих стран можно найти общие черты. Действительно, в России есть регионы, где соотношение женщин и мужчин вполне "африканское" — в Иваново, например, на десять женщин приходится пять мужчин (по данным переписи 2010 года). В Санкт–Петербурге аналогичное соотношение составляет пятнадцать к десяти. В целом же в России нет ни одного города, где, согласно песне, "десять девчонок" могли бы выбирать хотя бы из "девяти ребят".
Однако никакого массового занятия женщинами руководящих должностей мы не наблюдаем. Власть, которая, по идее, должна быть некоей демографической проекцией структуры общества, остается по преимуществу мужской.
Видимо, женщины считают, что обойдутся и так. Отношение к брачной экономике у нас вполне китайское, говорят исследования Института социологии РАН. Тип семейных отношений, характерных именно для России, ученые называют "гибридным". Согласно этой модели женщины снимают с себя ответственность за экономическую сторону семейной жизни, не желают принимать на себя роль домашней хозяйки и одновременно хотят сохранить контроль над мужчиной и детьми внутри семьи. И подарки в такой схеме предусмотрены только для лучшей половины россиян.