"Морской бой" приносит доход

Создатели сетевого российского Музея советских игровых автоматов обнаружили весьма прибыльную нишу — годовой оборот их петербургского музея превысил 20 млн рублей.

Коллекционировать советские игровые автоматы (развлекательное оборудование, которое устанавливали в парках отдыха, кинотеатрах и т. д.) будущие партнеры по бизнесу — совладельцы ООО "Короли турбаз" Александр Стаханов, Максим Пинигин и Александр Вугман начали в Москве. Там и появился в 2007 году первый музей.
"Он имел успех у публики, поэтому мы решили создать филиал музея в Петербурге. После долгой подготовки и поиска подходящего помещения в 2013 году мы открылись на Конюшенной площади", — вспоминает директор музея в Москве Александр Стаханов.
Петербургский музей возглавил Игорь Ковалевский, у которого до этого был опыт управления бизнесом. Проект под его руководством оказался успешным: в первый год работы выручка музея составила 20 млн рублей. "Музей советских игровых автоматов" расположился на площади 460 м2, на территории бывшего склада длительного хранения. На ремонт и переоборудование помещения ушло 15 млн рублей. Окупить вложения владельцы планируют за 5 лет.

Родом из прошлого

Нынешний кризис на посещаемости музея отражается мало, говорят в компании. "Наверное, дело в том, что погружение в ностальгическое прошлое дарит людям теплые воспоминания, особенно важные в непростое время, — предполагает управляющий петербургским музеем Игорь Ковалевский. —Основная часть посетителей — люди от 28 до 40 лет. Многие приходит с детьми, нередко можно наблюдать такую картину: бабушка показывает своему внуку, как надо стрелять в автомате "Снайпер–2".
В месяц музей посещают около 3 тыс. человек. При рентабельности 7% месячная выручка компании составляет 1,6 млн рублей (дневная выручка — около 50 тыс. рублей).
Большинство экспонатов в рабочем состоянии, так что, покупая билет, посетители приобретают не только возможность осмотреть экспозицию, но и поиграть на автоматах. Появление каждого экспоната в нынешней коллекции (около 60 автоматов: "Зимняя охота, "Сафари", "Газированная вода" и др.) для создателей музея — радостное событие. "Иногда за автоматами ведется настоящая охота. У нас есть такие, которые достались нам в оригинальной заводской упаковке 25–летней давности. Подобные тайм–капсулы всегда вызывают бурю эмоций", — делится Игорь Ковалевский.
Не меньший интерес музей вызывает у иностранцев, так как в эпоху СССР они даже не подозревали о наличии игровых автоматов, сделанных в Союзе, говорят в компании. Сейчас музей активно привлекает туристов из азиатских стран. Владельцы надеются, что вскоре петербургский музей сможет войти в "Красный маршрут" — специальный тур для китайских туристов по городам, в которых жил Ленин.

Ностальгирующие музеи

Сегодня в Петербурге насчитывается свыше 100 частных музеев — это выставочные галереи, пространства (например, "Эрарта", "Борей", "Анна Нова" и т. п.). Ежегодно их посещает более 1 млн человек.
С помощью советского прошлого посетителей в городе привлекает еще один частный музей — "Мир детства СССР" на Пионерской ул. Он открылся 1,5 месяца назад и успел принять около 500 человек. Музей основали двое коллекционеров — Ирина Овчинникова, владелица коллекции, состоящей более чем из 4 тыс. кукол (оценочная стоимость коллекции 20 млн рублей), и Виталий Третьяков, владелец Детского музея открытки, в коллекции которого их насчитывается около полумиллиона. По словам искусствоведа музея Марии Кожуховой, посещение музея бесплатное. При этом наряду со свободным посещением здесь также проводятся платные часовые экскурсии для взрослых и детей.
Частные музеи вынуждены конкурировать не только между собой, но в первую очередь с государственными музеями. Одним из лидеров по популярности у туристов, безусловно, является Эрмитаж: в 2014 году (данных за 2015 год пока нет) выручка музея от продажи билетов составила 855,8 млн рублей.