Готов ли Кремль пойти навстречу ЕС, частично отменив продуктовое эмбарго

Автор фото: pixabay.com

Россия и ЕС начинают двигаться к отмене санкций. Инициатором стала Европа. Если Кремль и пойдет навстречу, то только по политическим мотивам. Экономической логики искать не нужно, пишет колумнист "ДП" Сергей Гуркин.

Вчера появилась надежда, что Россия и ЕС начнут двигаться к отмене санкций. Инициатором стала Европа, как того и хотели в Кремле. Министр сельского хозяйства Франции Стефан Ле Фоль в очередной раз сказал, что местные фермеры страдают от низких закупочных цен (которые отчасти объясняются российским эмбарго), и призвал договариваться с Москвой — хотя бы по свинине. Премьер-министр Мануэль Вальс обсудит этот вопрос с Дмитрием Медведевым.
Политически тут для Кремля сплошные плюсы. Россия ответила на эмбарго ЕС своими санкциями и утверждала, что европейцы страдают ничуть не меньше россиян. Утверждение спорное: скорее можно сказать, что мы терпеливее французов. Но поединок нервов выигран, теперь можно начинать торговаться и устроить что-то вроде шахматных разменов фигурами. Мы возобновляем закупки свинины, а вы отменяете ограничения на кредиты для ВТБ. Потом мы можем начать закупать помидоры, а вы разрешите въезд Владимиру Якунину — ну и так далее.
Другое дело, что санкции введены из-за присоединения Крыма и едва ли будут полностью отменены в обозримом будущем. К тому же решение об их отмене может принять только ЕС целиком, а не отдельные страны. Тем не менее торг и частичная отмена возможна, если Париж продавит такое решение.
До введения санкций Россия закупала в ЕС около четверти всех продуктов. Успехи импортозамещения сомнительны, однако именно по свинине, как утверждает статистика, дефицита предложения нет, РФ ее даже экспортирует. Да, цены растут, но плохо ли это? Для отечественных производителей (включая крупные холдинги, которые, будто что-то предвидя, еще до санкций начали вкладываться в свинину) — нет. Для потребителей — да. Кого же будем защищать?
Но дело в том, что такая постановка вопроса неверна. Если Кремль и пойдет навстречу ЕС, то только по политическим мотивам. К которым можно отнести и снятие санкций с крупных компаний. Экономической логики искать не нужно — нужно следить за политическим торгом.