Сколько осталось жить бумажным книгам

Гендиректор Книжной ярмарки в ДК им. Крупской Кирилл Зевлов о том, сколько осталось жить бумажным книгам.

Не так давно московская книжная сеть «Республика» открыла первый магазин в Петербурге, а «Буквоед» анонсировал открытие 20 новых торговых точек. Кое–кто даже увидел в этом конец кризиса в книжной отрасли — дескать, теперь будем только расти! Между тем, при всем уважении к коллегам, причины и перспективы подобной экспансии по–прежнему не ясны. За счет чего книжные сети собираются расти и развиваться — непонятно. Отечественный книжный рынок по–прежнему падает в среднем на 10% в год (а в ушедшем году — наверняка и больше). Абсолютных бестселлеров, которых с нетерпением ожидают все, от пионеров до пенсионеров, давно уже не появляется. Многочисленные «оттенки серого» по тиражам не дотягивают до «Гарри Поттера», да и содержание этого, согласитесь, другое.
Колоссальные вливания государства в отрасль, меры поддержки со стороны властей (книжные ярмарки, гранты, субсидии, налоговые льготы, библиотечные программы, Год литературы, наконец) ситуацию не меняют: закрываются издательства и книготорговые организации, тиражи снижаются. Эффективность подобных трат мне оценить трудно — в том числе потому, что Книжная ярмарка никогда финансовой поддержки от государства не получала. Вполне вероятно, что, если бы не государство, на книжном рынке произошла бы окончательная и необратимая катастрофа.
Мы на Книжной ярмарке хорошо ощущаем, что традиционная бумажная книга постепенно утрачивает позиции: не увеличиваются посещаемость и средний чек, чтение проигрывает конкуренцию другим формам досуга: места книжников занимают торговцы товарами для творчества, продавцы настольных игр и т. д. Тем не менее я не разделяю панические настроения коллег, утверждающих, что бумажной книге осталось недолго. И это не предмет веры: мол, этого не может быть, потому что не может быть никогда. В конце концов, вся современная цивилизация книгоцентрична. Образование, искусство, досуг, развлечения, поиски смысла существования — все в мире заточено под «непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов или тетрадей, на которых нанесена текстовая и графическая информация», как это называется в словарях. Как шагнут технологии, каким способом будет через 5 или 10 лет доставляться в мозг информация, мы знать не можем, но полагаю, что какие бы гаджеты ни появлялись, у бумажной книги несколько десятилетий точно есть.
Извините за тавтологию, но, чтобы выжить, книга должна быть частью жизни. Событием, поводом для публичной дискуссии, детского праздника, встречи товарищей — да мало ли. Так сейчас работают многие библиотеки — и посмотрите, какая у них посещаемость! Так пытаются работать — с разной степенью успешности — некоторые книжные магазины. Мы тоже стараемся постепенно стать своеобразным креативным кластером Невского района. Надеемся, нам удастся общими усилиями переломить негативную динамику в этом бизнесе. И тогда профессионалы рынка не будут задаваться недоуменными вопросами: «На что рассчитывают книжные сети, открывая в Петербурге новые точки?»