Бывший главный чекист Петербурга возглавил совет директоров порта Высоцкий

Автор фото: Trend/Павео Долганов

Новым председателем совета директоров ООО "Порт Высоцкий" стал Андрей Ручьев, который с 2007 года до лета 2015 года возглавлял управление ФСБ России по СПб и ЛО, а затем вышел на пенсию. На новом посту бывший чекист будет курировать строительство нового терминала по перевалке российского угля, что позволит увеличить пропускную способность порта до 12 млн т грузов в год.

Новым председателем Совета директоров ООО "Порт Высоцкий" избран бывший начальник УФСБ России по городу Петербургу и Ленинградской области Андрей Ручьев. Это решение было принято 1 февраля 2016 года. По словам Андрея Ручьева, своей главной задачей на посту председателя совета директоров стивидорной компании он считает "реализацию программы по увеличению производственной мощности порта до 12 млн т в год за счет создания в Высоцке современного специализированного терминала по перевалке российского угля".
Андрей Ручьев, возглавлявший петербургское УФСБ с 2007 года, вышел на пенсию в конце лета 2015 года. Решение о его отставке было принято, когда он находился в очередном отпуске. Его место занял Александр Родионов.
Стивидорная компания "Порт Высоцкий" основана в 2004 году, сегодня на 100% принадлежит кипрскому офшору Sibenko Holding Ltd. Компания специализируется на перевалке кузбасского угля, ее основной клиент — угольный холдинг "Сибирский деловой союз", занимающий 3-е место в России по объему экспорта угля.
С 2008 по 2010 год в рамках ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" в порту были проведены масштабные работы по реконструкции причалов, дноуглублению акватории и подходного канала. В результате дноуглубительных работ отметка дна была увеличена с 10 до 12,7 м. Максимальная осадка принимаемых судов возросла с 9,3 м до 11,9 м. Это позволило порту Высоцкий начать принимать большегрузные суда типа Panamax длиной 230 м и шириной 36 м с дедвейтом (грузоподъемностью) 80 тыс. т. Первый Panamax встал под погрузку в августе 2012 года.
Затем в 2010-2015 годах компания, взяв кредит у Сбербанка, модернизировала портовое оборудование и построила новые складские площадки. В результате грузооборот порта вырос до 5,7 млн т в год, а общая мощность — до 7 млн т. Эту задачу порт реализовал при предыдущем председателе совета директоров Олеге Филатове. Его преемнику Андрею Ручьеву предстоит еще более масштабная задача — построить новый терминал мощностью 12 млн т. О подробностях предстоящего инвестпроекта в компании говорить пока не захотели.
"Где они возьмут грузопотоки для такой мощности — вот в чем вопрос, — комментирует новое назначение гендиректор Infranews Алексей Безбородов.— Сегодня все действующие порты недозагружены. Возможно, они надеются перетянуть на себя часть грузов из Риги и Таллина. Но я в это не очень-то верю".
В качестве одной из причин назначения выходца из ФСБ на руководящую должность в угольном порту участники рынка неофициально называют необходимость диалога с "Российскими железными дорогами": "Для любого угольного терминала связи с РЖД имеют ключевое значение. А там четыре человека в руководящем составе — действующие офицеры ФСБ и еще несколько — бывшие. Вот вам и ответ".
Действительно, для дальнейшего роста погрузки стивидорной компании оказалось недостаточно модернизировать погрузочно–разгрузочную технику. Существенные ограничения накладывает отсутствие поблизости железнодорожного подхода к порту. В связи с запуском в 2010 году скоростного поезда "Аллегро" между Петербургом и Хельсинки пропускная способность дороги в направлении портов северной части Финского залива (Высоцк, Приморск) исчерпана. В частности, к высоцкому порту железная дорога способна пропустить 211 вагонов в сутки, что соответствует примерно 5,2 млн т угля.
Для расширения пропускной способности железнодорожники решили построить новый участок для грузового движения — Лосево — Каменногорск. Грузовое движение по нему планировалось пустить в 2013 году. Однако уже понятно, что в указанные сроки перенос не состоится. Сейчас запуск нового участка откладывается на неопределенный срок. Главная причина задержки, как ранее писал "ДП", — это проблема с переводом земель под строительство. Правительство Ленобласти в обмен на земли пытается заставить РЖД построить за свой счет путепроводы, которые не были изначально предусмотрены проектом и внесены в смету.