Валерия Лебедева Все статьи автора
2 февраля 2016, 17:20 730

Страховые компании потеряли больше 1 млрд рублей из-за поддельных полисов ОСАГО

Фото: Анрей Кульгун

Мошенники ударили по ОСАГО, главному драйверу роста страхового рынка. Доля поддельных полисов в обращении достигла 5%, их продали за 1 млрд рублей. Фальшивки печатают на бывших предприятиях "Гознака" в Молдавии и на Украине, а также в Китае и Польше.

Доля поддельных полисов ОСАГО в обращении по итогам 2015 года составляет от 2% до 5%, заявил на пресс-конференции во вторник, 2 февраля, президент Российского союза страховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Ранее РСА оценивал долю подделок в 2-2,5%. Если учесть, что в 2015 году 1 млн полисов из выданных 40 млн являются фальшивыми, мошенники могли заработать более 1 млрд рублей на подделках в прошлом году.

ЦБ предложил страховым компаниям всегда самим организовывать ремонт автомобилей по ОСАГО

ЦБ предложил страховым компаниям всегда самим организовывать ремонт автомобилей по ОСАГО

778
Валерия Лебедева

Рынок фальшивых ОСАГО начал активно расти после повышения тарифов. По данным РСА, средняя стоимость полиса ОСАГО в прошлом году составила 5530 рублей — это на 2 тыс. рублей больше, чем в 2014-м. На фоне роста цены падает количество выдач: всего за 2015 год было заключено 39,8 млн договоров ОСАГО, это на 2,8 млн штук меньше, чем в прошлом году.

Россиян, которые хотят сэкономить, все больше привлекают предложения мошенников, которые предлагают купить полис ОСАГО по старым ценам или даже дешевле, особенно эта тенденция распространена в регионах. "Десятки тысяч россиян сегодня даже не подозревают, что их полис — поддельный, и все чаще они выясняют это уже после ДТП, когда вынуждены ремонтировать и свое авто, и чужое", — говорил Игорь Юргенс.

"Объявления о продаже полисов по заниженным ценам открыто размещаются на светофорах, столбах и деревьях, прямо на улицах, в открытую указываются телефоны, по которым следует связаться для обсуждения покупки", — возмущен президент РСА. При этом, по его словам, есть категория автомобилистов, которые покупают поддельные полисы неосознанно: они верят в то, что полис настоящий и они купили его по "акции" с большой скидкой, которую предложили покупателю мошенники.

Изготовление "качественных" подделок уже стало международным бизнесом: по данным Юргенса, они печатаются на бывших предприятиях "Гознака" на территории Молдавии и Украины, также фальшивки делают в Китае и Польше. В большинстве случаев подделку от настоящего полиса на первый взгляд не отличит и специалист. В то же время проверить полис довольно просто: все бланки имеют уникальный номер, и по этому номеру на сайте РСА можно посмотреть, какой страховой компании и когда этот бланк был отгружен, в каком статусе (действующий полис, завершившийся полис, испорченный или утраченный бланк) он находится сейчас.

Доля подделок растет в том числе из-за деятельности автоюристов, которые спровоцировали резкое подорожание полисов в отдельных субъектах, считает руководитель управления методологии обязательных видов "АльфаСтрахование" Денис Макаров. "В тех регионах, где деятельность юристов процветает — а это Челябинская область, Краснодарский и Красноярский края, Татарстан, Пензенская, Томская области и др. — скорее всего, количество поддельных полисов неуклонно растет", — говорит он.

В Петербурге ситуация чуть лучше, но петербургских страховщиков эта проблема беспокоит не меньше, считает президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Ирина Лукашевич. "В Петербурге, скорее всего, доля поддельных полисов ОСАГО в обращении ниже, это связано с уровнем культуры и финансовой грамотности населения. Но и для петербургских компаний рост числа фальшивых полисов стал довольно серьезным фактором: весь страховой рынок находится сейчас в сложной ситуации, а основные драйверы рынка — ОСАГО и ДМС. Может, отдельные страховые компании этого не ощущают, но рынок точно чувствует", — комментирует Ирина Лукашевич.

"Прогнозировать, как будет изменяться рынок подделок, невозможно. С одной стороны, активность мошенников очевидна, и в любой кризис она возрастает. С другой, в Москве и Казани стартовал эксперимент по выявлению подделок с помощью камер и автоматическому направлению штрафов, по итогам которого, возможно, такой контроль станет повсеместным", — говорит управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств "Ренессанс Страхование" Сергей Демидов.

Водителям с 1 июля придется заменить полисы ОСАГО

Водителям с 1 июля придется заменить полисы ОСАГО

1 52802

"Одна из самых действенных мер, помогающих остановить рост поддельных полисов, — это возможность камер, которые установлены на дорогах, определять по номеру автомобиля, застрахован ли этот автомобиль по ОСАГО или нет, если он в единой базе данных. При отсутствии действующего полиса ОСАГО — выставлять штраф, как это сейчас делается при нарушении скоростного режима, — соглашается директор филиала "Северо-Западная дирекция ОАО СК "Альянс" Евгений Дубенский. — Также эту информацию необходимо иметь возможность проверить в патрульной машине ДПС. Для того чтобы данная система контроля работала без сбоев, необходимо приложить усилия многих сторон: и страхового сообщества, и ГИБДД, и законодателей".

Однако перспективы пилотного проекта, который запустили ГИБДД, РСА и Центробанк в Казани, для остальных регионов пока туманны. Пока для этого не созданы даже правовые основания, потому что сейчас камеры только выявляют административные правонарушения, связанные с нарушением ПДД, сказал на пресс-конференции заместитель начальника ДОБДД МВД РФ Владимир Кузин.

Также РСА борется с продажей подделок. В рамках борьбы с подделками РСА уже заблокировал десятки интернет-ресурсов, предлагавших поддельные страховки. Также в Госдуме появился законопроект о повышении штрафа за езду без ОСАГО с 800 до 2,5 тыс. рублей, страховщики ранее уже дали понять, что поддерживают этот проект.

"В 2016 году, я надеюсь, доля подделок в обращении ОСАГО не вырастет, но проблема останется, в пять минут такие вопросы не решаются", — говорит Ирина Лукашевич. По ее мнению, эффективными мерами должны стать работа РСА и правоохранительных органов, проверки на дорогах, переход на электронные полисы и разъяснительная работа с населением.

"Если не бороться с мошенниками, перестать со стороны ГИБДД проверять наличие страховки, перестать урегулировать убытки по ОСАГО, то автовладельцы вовсе откажутся от страхования. Однако же большинство граждан понимают, что рискуют большими деньгами и долгими судебными тяжбами с пострадавшими, если не приобретут полис. Проблема будет уходить по мере роста сознательности водителей, понимания ими иллюзорности экономии, которую дает фальшивый полис", — добавил директор Санкт-Петербургского филиала АО "СОГАЗ" Эдуард Яблоков.

 

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама