Редактор "ДП" Александр Сологуб — о том, почему власти не могут побороть нелегальных перевозчиков.
С начала года в СМИ почти всех регионов России участились сообщения о нелегальных перевозчиках пассажиров. Конечно, это явление было и раньше, но сейчас в связи с кризисом на рынке автоперевозок ситуация обострилась. Оставшись без работы, многие водители, не найдя ничего лучше, сели за руль личных микроавтобусов и начали отбирать хлеб у легальных автобусных компаний, которые перевозят граждан в населенных пунктах и между ними.
Руководители автовокзалов сообщают о том, что наиболее активные нелегалы усаживают пассажиров к себе в автобусы чуть ли не силой. Конечно, они сгущают краски — граждане сами выбирают нелегалов, потому что те возят по более низким ценам, чем легальные компании. Некоторые легальные бизнесмены приводят даже статистику, что на долю нелегалов приходится 60% пассажиропотока и только 40% пассажиров перевозят легальные компании.
Любопытно, что
Министерство транспорта в начале года предложило внести поправки в Кодекс об административных нарушениях. Правда, они касаются пока только Москвы. Столичным властям хотят позволить охотиться на нелегалов и наказывать их в связи с тем, что у территориального надзорного органа (Ространснадзора) недостаточно сил, чтобы бороться с нарушителями закона.
Идет ли речь о том, чтобы задавить нелегалов численностью контролеров, и сколько "охотников" нужно, чтобы победить нарушителей, — совершенно непонятно. С нарушителями Ространснадзор борется уже очень давно, но тщетно. Хотя наказание за нелегальные перевозки уже неоднократно ужесточали: сегодня и штрафы установлены высокие, и транспортные средства (орудия преступления) надзорные органы могут изымать. Казалось бы, нелегальные перевозки при желании контролирующих органов уже давно должны были остаться в прошлом, однако, похоже, они процветают.
Может, потому, что у надзорных органов нет желания их уничтожать? Нелегалы, возможно, приносят им какую–то пользу. Ведь выявить нарушителей достаточно просто. Каждый прибыльный маршрут начинается в людном месте, где легко набрать пассажиров. Таких мест в любом городе не так уж и много, все они хорошо известны. Регулярные рейсы инспекторов надзорных органов или даже их дежурство в таких местах, а также их активная деятельность по наложению штрафов и изъятию транспортных средств отбили бы желание заниматься нелегальными перевозками даже у самого упрямого бизнесмена.
Многие перевозчики, видя бездействие контролирующих органов, уже близки к тому, чтобы лично и по–мужски разобраться с недобросовестными конкурентами. То есть недалеко до физического противостояния белых и серых бизнесменов. Но предпринимателей останавливает страх, причем вовсе не перед полицией.
"Ты даже не представляешь, кто за ними стоит…" — сообщил корреспонденту "ДП" один из перевозчиков в частной беседе. Понятно, что надзорным органам о покровителях нелегальных перевозок должно быть хорошо известно. Тем более что любой легальный перевозчик подтвердит, что при желании можно закрыть любую компанию, даже самую белую и пушистую.