"ДП" составил календарь самых важных событий 2016 года, подробно объяснив, почему на них стоит обратить внимание. Среди них не только очевидности типа Всемирного форума в Давосе или выборов президента ФИФА, но и запуск суперкомпьютера мощностью 100 петафлопсов или начало чипирования собак в Великобритании.
Юбилей "Преступления и наказания", возвращение "Авроры", выборы нового президента ФИФА, запуск суперкомпьютера мощностью 100 петафлопсов, чемпионат мира по хоккею — все это запланировано на 2016 год. "ДП" в очередной раз составил календарь событий, которые никак нельзя пропустить.
Предсказание Владимира Маяковского — "в терновом венце революций грядет шестнадцатый год" — относится к другой эпохе, но удивительно, как повторяются времена и как человечество не может извлечь уроки из своих заблуждений и ошибок. 2016 год обещает быть бурным и непредсказуемым, настоящим "черным лебедем", по определению Нассима Талеба. "Черный лебедь" — это событие, которое невозможно спрогнозировать (в таких вещах лучшие предсказатели — поэты, художники, писатели). Это событие, однако, очень важно и имеет далеко идущие последствия.
Кто мог бы представить себе еще несколько месяцев назад, что Дональд Трамп не хуже шахида взорвет американскую политическую жизнь? Он отказывается обсуждать темы, которые навязывает истеблишмент, и ставит в фокус президентской кампании вопросы, о которых американцы до этого недовольно ворчали разве что на пикниках у себя на заднем дворе. Если Америка, как считал еще 20-30 лет назад писатель Гор Видал и как намеком было показано в "Звездных войнах", действительно перерождается из олигархической республики в полноценную империю, то в появлении такой фигуры нет ничего необычного. Трамп соединяет в себе риторические таланты Цицерона и богатство Суллы, и если он будет избран президентом, то получит в дополнение к этому полномочия Цезаря. Ведь и семья Бушей, и Клинтон, и Обама шаг за шагом расширяли президентскую власть, которой лишь немногого не хватает пока до оформления в диктатуру. Либеральные комментаторы не верят в то, что это произойдет, считая, что, несмотря ни на какую популярность, элите, как всегда, удастся навязать угодного и подконтрольного себе кандидата. Однако и в США, и в Европе, и, возможно, даже в России дело идет к большим сюрпризам для элиты.
В Европе возникает новая политическая карта: в 2016 году произойдут события, которые сделают независимость Шотландии и Каталонии неизбежными. На очереди другие регионы, от Корсики и Венето до Трансильвании и Закарпатья, и все это будет происходить на фоне рекордной миграции и возможного распада Шенгена. Способна ли громоздкая, затратная и, главное, непопулярная евробюрократия справиться с этими вызовами? Да и чем станет Евросоюз, если на выход уже тянется Великобритания, которую скоро правильнее будет называть просто Англией, а за ней, возможно, и другие северные, богатые страны?
Надежды российской элиты на то, что кризис как-нибудь сам закончится и "все будет как при бабушке", не оправдаются точно. Можно и дальше секвестировать все, кроме собственных бонусов, можно ликвидировать или запугивать потенциальных Трампов с Русской равнины, но если в стране возникнет запрос на Разина, Пугачева или Лжедимитрия, то он выскочит как черт из табакерки. Перемены неизбежны, но в каком направлении они пойдут? Сможет ли правящий класс олигархов и бюрократов изменить курс? Не выльется ли все в министерскую чехарду в стиле того самого 1916 года — или, что ничуть не лучше, все будет оставаться неизменным до момента, когда лучшим аналитиком современности снова станет Владимир Маяковский?
"Выше вздымайте, фонарные столбы, окровавленные туши лабазников…"