Председатель совета директоров бизнес-школы «Вверх» Владимир Маринович о вреде ценных указаний и пользе реальных отношений с рынком.
В России почему-то очень любят давать указания. Это какая-то катастрофическая катастрофа. У вас наверняка есть желание дать указание. Дал указание, и оно сбылось. Это не работает! Я как анекдот рассказываю историю, когда я «прокачивал» одну компанию и генеральный директор этой компании показал мне самый настоящий приказ, в котором было написано следующее: «Настоящим приказом приказываю исполнять все предыдущие приказы». Смешно, но это 100%-ная правда. Доношу до вас, коллеги, руководители малого бизнеса и стартапов: директивная система «повелеваю» не работает. Работает только одно – создание единого информационного поля.
Построение отношений с рынком – это один из важнейших для меня пунктов, который показывает моей команде, как я сам отношусь к делу. Снова практическое задание. Так как у вас уже возникло некое представление обо мне, представьте себе самую фантастическую ситуацию и ответьте, на основании какого финального действия я принимал решение об открытии магазина? Конкретного магазина в конкретном доме. Причем это ведь целый регламент – конкуренты, транспортная доступность, анализ пассажирских и транспортных потоков и прочие взрослые вещи. Давать указания и проводить исследования – это хорошо, но прежде, чем принять решение о выходе на рынок, нужно вначале самому пойти, попробовать, получить опыт и только после этого идти.
Полгода назад ко мне пришла жена большого государственного чиновника, из первой десятки. Красивая, умная, ироничная. И говорит: «Мне надоело сидеть дома, муж дает $250 тыс. на свой бизнес». И она придумала, что будет заниматься каминами, потому что ей это нравится. Я ее спросил, есть ли у нее какие-то знания о рынке каминов: биокамины, настоящие камины, городские камины, загородные камины, мангалы... Она говорит: «Вообще, у нас в доме стоит камин».
Я сказал ей: «Понятно. Чтобы создать главную оптовую компанию по каминам, как вам того хочется, понадобится минимум 3 месяца подготовки. Первый месяц вы работаете в отделе продаж в каминной компании, которая уже работает в этой нише. Для начала мелким специалистом по документообороту, главное – в отделе продаж. Смотрим и изучаем. Затем идем во вторую компанию, где работаем в отделе маркетинга. И, наконец, в третьей компании устраиваемся в отдел ассортимента.
Таким образом, за 3 месяца мы получим понимание, как изнутри работают крупные блоки этой машины. И после этого можно делать бизнес. Эта связь с рынком реально существует. Если вы ее сами создаете, то, соответственно, и ваша команда это делает.
Кстати, та женщина по этому пути так и не пошла – помешала корона на голове. А делегировать это нельзя.
Больше мнений экспертов и предпринимателей: blog.dp.ru.