Ху из мистер Кудрин

Автор фото: Станислав Красильников/ТАСС

Алексей Кудрин — бывший министр финансов, которому верят, похоже, больше, чем действующему. Уже 5 лет, как не чиновнику Кудрину СМИ регулярно предрекают возвращение в кабинет министров, а то и пост его главы. "ДП" вспоминает, чем он это заслужил.

Цена на нефть продолжает падать, а Резервный фонд не бесконечен. По последним подсчетам ЦБ, даже при сохранении сегодняшних темпов накопленных денег хватит до 2019 года. Успеют ли власти за это время создать условия для того, чтобы частный сектор расцвел и стал приносить хотя бы сопоставимые с нефтяной рентой доходы, никто не знает.
Неудивительно, что в СМИ все чаще стали появляться предположения, что в правительство вскоре вернется снискавший славу антикризисного менеджера Алексей Кудрин. Под занавес года, 30 декабря, об этом сообщил Bloomberg. Бывший министр финансов (2000-2011 годы), в частности, может снова стать действующим, писало издание, либо стать первым вице-премьером, либо первым замом АП.
Симптоматично, что Кудрина, оставившего пост почти 5 лет назад, все еще называют экс-министром финансов. О нем, в принципе, по-прежнему говорят. Вряд ли кто-то сможет, не задумываясь, вспомнить, кто в бытность того же Кудрина возглавлял, например, Центробанк.
Отметился ли действующий министр финансов Антон Силуанов хотя бы интересными высказываниями — вопрос риторический. Разве что констатацией бессилия властей РФ перед ценами на нефть ниже $30, которые он допустил не так давно. Этого ему еще долго не забудут.
С мнением же лидера Комитета гражданских инициатив, который Кудрин создал в 2012 году, принято считаться. Он один из первых, например, заявил, что вопрос новой заморозки пенсионных накоплений предрешен, пока из соцблока правительства в это время доносилось что-то невнятное.

Чего добился Кудрин

В эпоху курса на лояльность чиновник, идущий против течения, — нонсенс. Кудрин же завоевал свою славу, работая в правительстве реформаторов. Он был одним из тех, кто мог принимать непопулярные решения, сулившие пользу экономике в будущем. Например, именно он придумал и отстоял то самое бюджетное правило, по которому сверхдоходы от нефти и газа отправляли в стабилизационный, а после и в резервный фонды.
Такой подход, практикующийся во многих странах, позволяет не подсаживать бюджет на нефтяную иглу окончательно и бесповоротно, а заодно формировать денежные резвы на случай кризиса. Правило в том или ином виде работало в РФ начиная с 2004 года. Именно эти деньги позволили справиться с предыдущим кризисом в 2008-2009 годах. Этими же деньгами планируется затыкать дыры бюджета в следующем году.
При Кудрине провели налоговую реформу — тогда лучше понимали, что с бизнеса можно взять больше, если не душить его в зародыше. Во многом именно ей обязан и экономический рост, начавшийся в 2000 году. В ходе реформы ликвидировали налог с оборота и пятипроцентный налог с продаж (привет торговому сбору!), НДС снизили с 20% до 18%, понизили с 35% до 24% и налог на прибыль.
В 2003 году налог на пользователей дорог и налог с владельцев авто заменили на один — транспортный, отменили и налог на покупку валюты. Тогда же появился любимый малым бизнесом единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Но в целом число налогов все равно уменьшилось втрое.
Главное достижение налоговой реформы, которое помнят, пожалуй, все, — переход на плоскую шкалу НДФЛ. Те самые 13% вне зависимости от уровня доходов граждане платят и сейчас. Тогда же это позволило вывести зарплаты на предприятиях из тени и резко поднять собираемость налога — по подсчетам МВФ, больше чем на четверть.
При Кудрине российский бюджет, не считая кризисного 2008 года, был профицитным. Но даже в среднем за 2000-2010 годы бюджет исполнялся с профицитом в 2,4% ВВП. Отмененное в октябре прошлого года трехлетнее планирование казны тоже придумали при Кудрине, еще в 2008 году.
Иронично, что именно разногласия с президентом (тогда Медведевым) относительно бюджетного планирования стоили Кудрину кресла. Кудрину, которому сейчас прочат пост антикризисного менеджера. Накануне последних президентских выборов, осенью 2011 года, министр финансов почти кричал, что Россия может не потянуть рост военных и социальных обязательств, а бюджет стал слишком зависим от нефтяных цен.

Что Кудрин предлагает сейчас

Алексей Кудрин, как и раньше, делает ставку на свободу бизнеса и сокращение социальных расходов бюджета. Первый, например, страдает от излишнего регулирования, говорит экономист. Впрочем, о том же минимум 2 последних года говорит и президент в своих посланиях — пока не помогает. Кудрин также выступает за повышение пенсионного возраста, с этим вопросом тянуть больше нельзя. Это нехотя признают и в действующем кабинете министров, но с оговоркой — не раньше 2018 года.
В начале декабря Кудрин заявил, что необходимо в 2-3 раза увеличить госрасходы на инфраструктуру и внимательнее подходить к расходам социальным. "Нужно на 3% ВВП увеличить вложения в человеческий капитал и на 3% ВВП снизить субсидии и социальные расходы, сделать их более адресными", — сказал он на конференции Московской биржи и банка UBS в Лондоне. Кудрин также призывает к децентрализации властных и бюджетных полномочий — регионам нужно дать больше свободы.
Уже сам факт возвращения Кудрина во властные коридоры многие независимые экономисты оценивают крайне положительно. Это, в частности, станет позитивным сигналом для западных инвесторов о снижении рисков. Деньги, мол, так и потекут.