Об одном из самых нетолерантных и недемократических городов России

Автор фото: Михаил Тихонов

На этой неделе журналист Владимир Познер назвал Петербург одним из самых нетолерантных и недемократических российских городов. Редактор "ДП" Анжелика Тихонова о том, почему обсуждать серьезно эту тему нет никакого смысла.

На этой неделе в Петербурге проходит культурный форум. Ну а где ему еще проходить, как не в культурной столице. Обсуждаемые темы сплошь культурные, как и стиль дискуссий, которые они порождают. Вот, к примеру, главный редактор журнала "Новое литературное обозрение" Ирина Прохорова, восхищаясь петербургской архитектурой, уверена, что такая красота воспитывает эстетические чувства даже у далеких от искусства людей. "Красота Петербурга неоспоримо совершенна, — согласился с ней журналист Владимир Познер и добавил: — Но не кажется ли вам, что она мало отражается на жителях этого города? Это один из самых нетолерантных, недемократических городов".
Вот те на, культурно про себя подумали было петербуржцы. Но вслух кто–то все–таки уточнил, что конкретно имеется в виду. И мэтр объяснил. Мол, сначала Первая мировая, потом Гражданская война, потом репрессии, потом блокада. Найти петербуржца в третьем поколении, не говоря уже про четвертое, практически невозможно. Ничего, по его мнению, не осталось от духа тех людей, чьи фотографии сохранились в его семейном архиве (бабушка и прабабка, как сообщают СМИ, держали фотомагазин на Невском пр.). Ну не то чтобы они были лучше или умнее, просто ему кажется, что они соответствовали окружающей их среде, а вот нынешние жители Петербурга — нет. Помимо внешнего несоответствия прекрасной архитектуре не радует Владимира Владимировича и внутреннее: мол, число проявлений национализма, шовинизма, преследований людей другой ориентации в этом городе зашкаливает, если брать в масштабе страны.
Прав, конечно, Владимир Владимирович. Как говорится, Петербург таперича — не то что давеча. До революции горожане все как один соответствовали культурному уровню обитателей Зимнего дворца, слыхом не слыхивали о национализме или шовинизме, были терпимы друг к другу, ходили исключительно в кружевах, да и поговорить им было о чем в разговорах своих культурных: о корнях исконно петербургских.
На самом деле обсуждать серьезно тему, как раньше было хорошо и как теперь все не так, нет никакого смысла. Потому что, действительно, раньше было хорошо, потому что "раньше" — это воспоминания, а человек помнит все только хорошее. И да, действительно, сейчас все не так, потому что "сейчас" — это настоящее, но, как только оно превратится в воспоминания, все будет хорошо. И вообще, чего ради судить о горожанах по одежке и по пиар–акциям отдельных депутатов и ряженых? А что касается влияния архитектуры на эстетические чувства жителей, о чем, собственно, и вышел культурный спор, — то на кого–то влияет, а на кого–то нет. Что тоже не секрет, потому что так было всегда. И будет. Иначе бы Петербург не получил свое первое название — колыбель революции.