Холдинг "Атлант–М" распродает свои активы в Петербурге

Белорусский холдинг "Атлант–М" распродает свои активы в Петербурге. Совладельцы надеются сохранить бизнес, найдя замену GM в своем портфеле.

Один из старейших автодилеров города белорусский холдинг "Атлант–М" может покинуть петербургский рынок: активы компании выставлены на продажу. В условиях кризиса многие дилеры пытаются продать бизнес, пока еще возможно найти покупателя с деньгами.

Продать, но не уйти

"Атлант–М" — белорусский холдинг, который работает в странах СНГ, в том числе и в России, уже 25 лет. У компании восемь автоцентров в Белоруссии, шесть — на Украине, семь — в России. В портфеле марки Volkswagen, Skoda, Land Rover, Jaguar, Mazda, Ford, Cadillac, Opel, GM–DAT, GM–АвтоВАЗ, KIA, Nissan, Renault. По официальным данным, оборот холдинга в 2014 году составил $770 млн. В 2014 году он продал 26 349 автомобилей, годом ранее — 31 956 автомобилей. В Белоруссии "Атлант–М" занимает первое место на рынке новых иномарок с долей 16% рынка.
Первый дилерский центр в Петербурге "Атлант–М Лахта" площадью 5,1 тыс. м2 компания открыла в 2002 году в Приморском районе. В 2006–м в Красногвардейском районе был открыт центр "Атлант–М Балтика" площадью 2,8 тыс. м2. В этих центрах продавались автомобили GM, но после ухода автоконцерна с российского рынка заменить его другими марками не удалось.
Холдинг успел построить двухэтажное здание площадью 5,5 тыс. м2 в районе Девяткино, оно пустует. Кроме того, в районе Кудрово компания планировала создать автодеревню на 16,3 га, но в итоге начала распродавать ее по кускам. Например, 4 га земли купила "Лента" под новый гипермаркет. Еще от одного актива компании удалось удачно избавиться: в 2010–м холдинг "РРТ" выкупил у нее недостроенное здание автоцентра на Пулковском шоссе. "В оставшихся центрах мы продолжим работать с маркой GM по сервисным контрактам. Но мы действительно рассматриваем возможность продажи одного из них, — говорит совладелец холдинга "Атлант–М" Сергей Савицкий. — Это связано как с экономической ситуацией, которая ударила по авторынку, так и с уходом марки, которую мы продавали в наших центрах. Но говорить о том, что мы покинем петербургский рынок, я бы не стал". В других регионах России (Москва, Смоленск, Орел) компания планирует работать и дальше: там в портфеле холдинга VW, Skoda и Ford.

Все на продажу

По данным "Auto–Dealer–СПб", в первом полугодии 2015 года "Атлант–М" не вошел в топ–20 петербургских автодилеров, хотя еще в 2013 году находился на 12–м месте. А за 2014 год продажи холдинга в Петербурге составили 3504 машины, что на 32% меньше, чем в 2013 году. Доля рынка в 2014 году упала до 2% с 2,8%.
По оценкам председателя совета директоров АРИН Андрея Тетыша, стоимость центров "Атлант–М" может составить около 650 млн рублей. "Еще 2 года назад их купили бы очень быстро и с возможной премией 30–40%. Сейчас продать непросто, предложение на рынке избыточное, поэтому дисконт может составить около 50%", — говорит Андрей Тетыш. "Чем дотировать бизнес, лучше не мучить себя и продать, — считает Виталий Новиков, руководитель Университета продаж. — Но проблема в том, что эти салоны не находятся на первой линии, а потому придется побороться за покупательский трафик. Кроме того, эти районы насыщены автосалонами. Новые успешные марки для них придумать трудно".
Сергей Савицкий надеется, что в будущем холдингу удастся договориться о других франшизах для петербургских центров, однако это будет непросто. Петербург перенасыщен дилерами. Авторынок города за 10 месяцев 2015 года упал на 34%, до 101,5 тыс. машин.
Сейчас в Петербурге автодилеры активно ищут покупателей на свои активы. На продажу выставлены автоцентр "Хонда Лиговский" площадью 3,2 тыс. м2, центр "Парк М" по продаже BMW, шоу–рум "Хонда" на Таллинском шоссе. Сбербанк пытается сбыть центры BMW и VW Петра Тиньгаева, Альфа–Банк — центр Hyundai, принадлежавший ГК "Лаура". Как отмечает директор по развитию ГК "Аксель" Игорь Седов, свободных денег на рынке нет, покупателя найти сложно. "В ближайшие 5 лет рассчитывать на восстановление рынка не стоит, поэтому появление новых дилеров или расширение действующих возможно только при условии относительно дешевого входа в бизнес", — подытоживает он.