Объем выставочного бизнеса в России в 2014 году достиг $800 млн

Автор фото: Ермохин Сергей
Открытие форума малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга.

Российская конгрессно–выставочная индустрия за 25 лет вошла в первую десятку мирового рейтинга. Сейчас из–за ситуации в экономике рост приостановился, но лидеры рынка ищут новые форматы и расширяют географию.

Современная история выставочной индустрии в России началась фактически с 1990 года, когда была отменена монополия государства на внешнеэкономическую деятельность.
До этого все выставки проводились под началом Госплана и Госснаба. "Основной задачей было либо показать достижения народного хозяйства, не принимая во внимание экономический результат, либо обеспечить закупку оборудования и технологий — для этого приглашались иностранные компании, представлявшие свою продукцию, и на таких выставках были большие объемы продаж", — рассказывает Сергей Трофимов, президент группы предприятий "РЕСТЭК". Компания была основана в 1990 году и прошла вместе с рынком все этапы становления российской event–индустрии. С начала 1990–х конгрессно–выставочная отрасль сильно изменилась и сейчас находится на уровне, соответствующем общемировому.

Экономика и бизнес

С середины 2000–х годов российский выставочный бизнес переживал бум: среднегодовые темпы роста рынка до 2008 года включительно составляли 14%, вдвое опережая темпы роста ВВП страны.
"Финансово–экономический кризис 2008–2009 годов нанес урон выставочному рынку, — рассказывает вице–президент Торгово–промышленной палаты РФ Владимир Страшко, — однако высокие темпы восстановления позволили отрасли уже в 2012 году достичь докризисного уровня".
На 2014 год объем выставочного бизнеса в России составлял около $800 млн. Если говорить в натуральных показателях, то это 500 выставочных организаций, 2 млн м2 выставочных площадей, 140 тыс. экспонентов, из них около 40 тыс. — это иностранные компании. С такими результатами России удалось войти в первую десятку выставочных индустрий мира, занимая 6–8–е место по разным показателям. Российский сектор конгрессов, конференций и деловых встреч оценивается международными экспертами более чем в $500 млн в год.
Сейчас в связи с экономическим кризисом рост российской конгрессно–выставочной индустрии замедлился. Среди основных тенденций Сергей Трофимов отмечает уменьшение числа запросов от международных заказчиков, в первую очередь из стран Европы и Северной Америки, сокращение количества мероприятий, а также снижение объема участия российских компаний в зарубежных выставках.
По данным Российского союза выставок и ярмарок, падение продаж выставочных площадей в 2015 году составило 8–9%, а затраты на подготовку российских экспозиций на зарубежных выставках уменьшились в 1,5 раза по сравнению с 2014–м.

Федеральная доля

На сегодняшний день две трети выставочного бизнеса России занимают, естественно, Москва и Петербург. На Москву приходится 55% выставочного рынка, на Петербург — 12%. Пропорции в ближайшее время вряд ли будут меняться, так как определяются в первую очередь экономическим потенциалом городов.
У Москвы есть определенное преимущество, так как к ее возможностям как мегаполиса добавляется потенциал федеральный — как столицы страны. Именно поэтому здесь проходит 85% мероприятий лидеров рынка федерального уровня, а в Петербурге — только 10%. Это довольно значимые мероприятия в масштабах страны: Петербургский экономический форум, Военно–морской салон, Газовый форум, — но их не так много. Причем, так как в Москве проводится больше мероприятий с участием лидеров рынка, они менее подвержены влиянию экономики.
Из петербургских компаний на федеральном уровне в числе ведущих игроков находится группа предприятий "РЕСТЭК". Так, по данным выставочного научно–исследовательского центра R&C, доля группы на выставочном рынке России (по количеству мероприятий) составляет 6%, в Москве — 10%, а в Петербурге — 38%.

Курс на конгресс

Однако выставки — не единственное направление международной индустрии встреч.
По мнению экспертов, у Петербурга больше возможностей для развития конгрессной деятельности, потому что конференции и форумы чаще проводятся в городах с большей привлекательностью для туристов.
Для развития конгрессной индустрии нужна в первую очередь инфраструктура. Так, построен и открыт новый терминал аэропорта Пулково, а самолеты являются основным транспортом для крупных международных мероприятий. В 2014 году был открыт конгрессно–выставочный комплекс "ЭкспоФорум", создано Санкт–Петербургское конгресс–бюро. Частью этого процесса является и формирование выставочно–конгрессного кластера в Петербурге. Так что условия постепенно создаются, и поэтому у Петербурга более высокий потенциал развития конгрессной деятельности, чем у любого другого субъекта Российской Федерации, считают участники рынка.
Кроме того, развитие конгрессной индустрии может быть более выгодно с экономической точки зрения. Объем рынка мировой индустрии встреч составляет около $800 млрд, еще $300–350 млрд приходится на деловой туризм. Выставочная деятельность занимает чуть больше 3% от этого объема, так что у Петербурга есть возможность сражаться за долю от 97%.

Новые границы

Однако не стоит считать, что вся конгрессно–выставочная деятельность замыкается на столицах. Деловые встречи разного формата проводятся в 100 российских городах. Кроме того, в последнее время появилась тенденция расширения пространства до территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Например, ГП "РЕСТЭК" планирует совместно с правительством Армении проводить мероприятия в Ереване. "Перспективы ЕАЭС в выставочном плане очень серьезные", — комментирует Сергей Трофимов. При этом очевидно, что Россия так и будет крупнейшей составляющей этого объединенного выставочного пространства.