Григорий Явлинский внес поправку в закон о госзакупках для защиты бизнеса подрядчиков

Автор фото: Ковалев Петр

Лидер фракции "Яблоко" Григорий Явлинский внес на рассмотрение Законодательного собрания поправку, которая усложняет расторжение госконтракта с бизнесом. Смольный категорически против. Чиновники могут потерять контроль над рынком госзакупок объемом 200 млрд рублей.

Григорий Явлинский, лидер фракции "Яблоко", заступился за бизнес, работающий по госконтрактам, и предложил депутатам Законодательного собрания Петербурга внести поправку в ст. 95 Закона о госзакупках (44-ФЗ). Суть претензий депутата в том, что сейчас заказчики, то есть чиновники, довольно легко расторгают контракты с подрядчиками. Он предлагает усложнить этот процесс и предоставить бизнесу больше возможностей для защиты от несправедливых решений чиновников.
Поправку поддержали в трех чтениях петербургского Законодательного собрания и сейчас она уже поступила на рассмотрение депутатов Госдумы. В случае ее принятия сферы влияния на рынок госзаказа (его годовой объем в Петербурге составляет около 200 млрд рублей) значительно изменятся.
Григорий Явлинский считает, что нынешняя ситуация способствует коррупции в госзаказе и не дает развиваться конкуренции. "Сейчас закон предоставляет заказчику слишком много возможностей для расторжения контракта. Так, за 10 месяцев 2015 года заказчики расторгли 3240 контрактов на 8 млрд рублей", - привел он статистику. В комитете по экономической политике Госдумы его идею уже поддержали.
Динамика распределения госзаказа в Петербурге в 2015 году
Автор: http://zakupki.gov.ru
В законопроекте прописан список ситуаций, в которых заказчик может расторгнуть контракт с подрядчиком. Среди них - поставка некачественных товаров и срыв сроков. Но подтверждать факт таких нарушений нужно через экспертизу.
Оспорить расторжение контракта сейчас можно только через суд. Поправка же предполагает, что подрядчики смогут сделать это в досудебном порядке, через антимонопольную службу. Это может значительно увеличить роль ФАС в распределении бюджетных денег. Сейчас антимонопольщики могут повлиять на процесс в основном только через жалобы бизнеса на условия конкурсов.
Против таких изменений в законе выступают в Смольном. "Я считаю, что инициатива уважаемых законодателей может отрицательно повлиять на результативность расходования бюджетных денег. Принцип эффективности работы заказчика - результат, а исполнение контракта - единственный способ его достижения. Право расторжения контракта в одностороннем порядке при неисполнении или затягивании сроков - средство достижения эффективности", - прокомментировал депутатскую инициативу Дмитрий Сачков, председатель комитета по госзаказу Петербурга.
Увеличение возможностей ФАС только создаст дополнительные препоны, считает Дмитрий Сачков. "Невозможно описать все причины расторжения договора. На практике порой существует масса существенных для заказчика причин, которые препятствуют исполнению контракта. И если они не прописаны в предложенных законодателями поправках, то заказчик не сможет расторгнуть контракт, следовательно, не будет исполнен госзаказ, результат не будет получен", - говорит Дмитрий Сачков.
Лидеры распределения госзаказа в Петербурге в 2015 году
Стоит отметить, что после расторжения договора заказчик может обратиться в ФАС и попросить внести неродивого подрядчика в список недобросовестных поставщиков. Компании из этого списка не имеют права участвовать в конкурсах на госзаказ в течение 2 лет. Фактически это главная угроза для подрядчика при расторжении контракта.
В этом году в Петербурге уже произошло несколько заметных расторжений контрактов. Например, Смольный расторгал контракты с обанкротившейся компанией "Мостоотряд №19" стоимостью более 5 млрд рублей. Нельзя сказать, что чиновникам было легко расторгнуть их. Хоть подрядчик и обанкротился, бюрократические процедуры не завершены до сих пор.
Также чиновники расторгли контракт с ЗАО "Буер" стоимостью 1,7 млрд рублей на строительство Софийской улицы в Колпино из-за срыва сроков работ. Однако вносить "Буер" в список недобросовестных поставщиков не стали. Как объясняют в КРТИ (комитет, заказывающий работы), на других объектах "Буер" возобновил работы, и, похоже, дела компании налаживаются
Отличился расторжением контрактов комитет по строительству. В 2015 году он расторг 32 госконтракта и вынес претензии на 503 млн рублей. До этого комитет также провел крупное расторжение с московским ООО "Спэлл" на работы за 1,4 млрд рублей и через суд обязал Банк Москвы выплатить 128 млн рублей по гарантии.