Губернатор Архангельской области Игорь Орлов встретился с петербургскими бизнесменами

Автор фото: Петр Ковалев

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов на встрече с петербургскими бизнесменами, организованной газетой "Деловой Петербург", рассказал, какие отрасли активно развиваются в регионе и что власти готовы предложить инвесторам.

Газета " Деловой Петербург " продолжает серию деловых завтраков глав российских регионов с петербургскими бизнесменами. В этот раз с предпринимателями встретился губернатор Архангельской области Игорь Орлов. В неформальной обстановке он рассказал о том, как строится взаимодействие с бизнесом, и обещал всестороннюю поддержку. Со своей стороны бизнесмены выступили с конкретными проектами, связанными с медициной, экологией, спортом, промышленным производством.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

Архангельская область — это крупнейший Арктический регион России, и сегодняшний курс на развитие Арктики делает его центром притяжения инвестиций. Последние годы мы очень много занимались вопросами инфраструктурного развития, остановили высокие темпы роста тарифов на газ и электричество, пересмотрели условия тарификации захода в наш порт, обустраивали дорожную сеть, реконструируем аэропорт. Все эти базовые решения в значительной степени определяют возможности развития региона. Естественно, за этим последовал и интерес предпринимательского сообщества. За 8 месяцев мы подписали три крупных инвестиционных соглашения по проектам федерального уровня.
Среди ведущих отраслей региона — судостроение, целлюлозно–бумажная, деревообработка, зеленая энергетика. На наш регион приходится 20% запасов алмазов в России, треть общероссийского производства картона и целлюлозы. В Архангельскую область территориально входит Ненецкий автономный округ, где локомотивом развития является нефтегазовая отрасль. Мы входим в список Минэкономразвития России по поддержке кластеров, и в Архангельской области сформирован судостроительный кластер. В этом году в его состав войдут еще 11 компаний дополнительно к 25 членам кластера на начало года.
Мы надеемся, эта отрасль будет и дальше стремительно развиваться, потому что перед нами стоит высокая государственная задача по восстановлению и формированию обороноспособности страны.
Что мы хотим от бизнеса и что готовы предложить? В первую очередь мы хотим, чтобы бизнес видел в нас партнера, готового услышать, разобраться, встать рядом, когда необходимо, а главное — создать максимально комфортные условия для реализации проектов. Наша задача — сформировать условия для взлета, и мы готовы стать аэродромом, дополнительным двигателем, поддерживая законодательно, административно, буквально в режиме ручного управления.
В регионе динамично совершенствуется система сопровождения и поддержки инвесторов — и институциональная, и административная, и финансовая. Инвесторам предоставляются льготы в части налогов, зачисляемых в областной бюджет, работает комиссия по инвестиционной политике, которая способствует решению любых вопросов при реализации проектов. Создано АО "Корпорация развития Архангельской области", целью которого является создание благоприятных условий для привлечения российских и иностранных инвестиций в экономику. Архангельская область — это огромная территория с огромными возможностями, и мы рады приветствовать и поддерживать новых инвесторов.

Валерий Демидов, генеральный директор ООО «Авиастар Петербург»:

Транспортно–логистическая компания "Авиастар Петербург" занимается доставкой грузов всеми видами транспорта и является одним из лидеров рынка. Одним из наших новых маршрутов стали полеты из Архангельска на архипелаг Новая Земля, аэропорт Амдерма–2.
Возобновление воздушного сообщения после долгого перерыва пока проходит в тестовом режиме. Основная категория пассажиров — это сотрудники предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность архипелага. В дальнейшем в рамках сотрудничества с Минобороны РФ планируем перевозить военнослужащих и членов их семей.
Это трудное направление: тяжелые метеоусловия, очень дорогие ГСМ, которые доставляются на архипелаг Новая Земля только в рамках летней судоходной навигации, но мы делаем все возможное, чтобы наши тарифы были привлекательны для жителей Архангельской области.
Мы уже провели переговоры с администрацией Архангельской области, с поставщиками услуг по наземному обеспечению воздушных перевозок. Все это и многое другое позволит в дальнейшем снизить стоимость перелета из Архангельска на Новую Землю. Данный, по сути воздушный, мост не просто соединяет два населенных пункта, но имеет огромное социальное значение для тех, кто служит, работает и живет в условиях Крайнего Севера.

Дмитрий Савинов, генеральный директор ООО «Сорос»:

Наша компания занимается самой насущной проблемой — это экологическая безопасность. Сегодня этот вопрос актуален практически для каждого российского региона, и, хотя его активно обсуждают, комплексного решения я еще не видел. Наша специализация — это переработка и уничтожение бытовых и медицинских отходов. Мы активно работаем в Петербурге.
На встрече "Делового Петербурга" с губернатором Новгородской области Сергеем Митиным было достигнуто соглашение об установке комплекса по утилизации медицинских отходов в регионе. Я бы хотел узнать, как строится эта работа в Архангельской области, и предложить варианты работы с медицинскими учреждениями региона.

Станислав Коновалов, генеральный директор ООО «АГРОС–ИНТЕРНЕЙШНЛ»:

Сегодня в Архангельской области показатели по онкозаболеваниям достаточно высокие, даже выше, чем в среднем по России. Настоящий бич — это рак кишечника и желудка, которые часто обнаруживаются на поздних стадиях. Минздрав ведет активную работу по ранней диагностике этих заболеваний, потому как обнаружение на 1–й и 2–й стадии позволяет полностью излечить его и сохранить здоровье и жизнь людей.
Сейчас у нас запускаются проекты государственно–частного партнерства в медицине, и мы готовы инвестировать и предоставить современное оборудование для Архангельской области.
Пять лет назад был запущен первый пилотный проект в Ханты–Мансийском автономном округе по скринингу рака кишечника. В его рамках прошли обследование 154 тыс. человек. Более чем у 12% пациентов были обнаружены различные болезни ЖКТ, из них половина — рак 1–й и 2–й стадии.
Вовремя обнаруженные заболевания позволили сохранить людям здоровье, а некоторым и спасти жизнь.

Игорь Девятко, руководитель Агентства стратегических инициатив в СЗФО:

Сотрудничество АСИ с Архангельской областью идет настолько прогрессивными темпами, что порой сам регион выступает с важной для агентства инициативой, которую он готов продвигать в рамках федеральной повестки.
Каждый раз, приезжая в Архангельск, я встречаю людей, готовых с энтузиазмом включаться в перспективные для развития территории проекты: будь то инициатива со стороны жителей региона или команды губернатора.
Еще одна особенность — это активные шаги по формированию команды Архангельской области, объединяющей население, бизнес и органы власти вокруг общей цели — развитие родного края. И в эту команду эффективно вовлекаются внешние игроки — федеральные институты поддержки и ведомства, готовые способствовать реализации социально значимых проектов.

Александр Богданов, заместитель генерального директора Центра бизнес–решений корпорации «Галактика»:

Судостроительный кластер региона — это важнейшая платформа для его дальнейшего развития. Одно рабочее место в судостроении подтягивает за собой шесть–семь мест в других смежных отраслях. Всего в России более 370 предприятий, которые входят в судостроительную отрасль. Также работает более 2 тыс. предприятий — производителей комплектующих.
Мы видим огромный потенциал Архангельской области по освоению северных территорий Российской Федерации, которая в состоянии объединить множество предприятий судостроения на базе действующих корпоративных связей.
В нашей корпорации "Галактика" сформирован перечень предложений по совершенствованию информационного обеспечения процессов управления в этом направлении, и мы готовы обсуждать это с руководством региона.

Геннадий Агафонов, председатель совета директоров ХК «Пигмент»:

В Архангельской области сегодня создается судостроительный кластер, и мы заинтересованы войти в его состав, так как в технологической цепочке строительства судов и морских сооружений необходимо предусмотреть производство судовых лакокрасочных материалов, обеспечивающих защиту металла от коррозии и обрастания.
ХК "Пигмент" является старейшим разработчиком и производителем лакокрасочных материалов для судов, ледоколов, танкеров, подводных лодок, для морских нефтяных платформ, терминалов, гидротехнических и портовых сооружений. Наша фирма единственная в лакокрасочной отрасли сохранила научно–исследовательский институт по разработке судовых покрытий.
Мы и сегодня поставляем лакокрасочные материалы Адмиралтейским верфям, Балтийскому судостроительному заводу, ПО "Севмаш", "Звездочка", "Нерпа" и др. Наша продукция обеспечивает долговременную защиту металла от коррозии и биологического обрастания, позволяет решать вопросы импортозамещения и конкурировать с зарубежными материалами на самом высоком уровне. Мы вошли в перечень предприятий, участвующих в реализации плана по импортозамещению Минпромторга.

Игорь Уденко, генеральный директор ХК «Пигмент»:

Как показывают результаты наших исследований, отечественные производители лакокрасочных материалов (ЛКМ) могут поставлять примерно 75% необходимых судовых ЛКМ, которые по своим свойствам не уступают зарубежным.
Важнейшие задачи, стоящие перед нами сегодня для обеспечения отечественного кораблестроения в полной мере, недостающими 25%, — это создание и внедрение инновационных судовых ЛКМ с учетом мирового прогрессивного опыта. В первую очередь это противообрастающие самополирующиеся ЛКМ со сроком службы 5 лет, антикоррозионные ЛКМ длительного срока службы, специальные покрытия для защиты от коррозии топливных и балластных цистерн и др.
К сожалению, судостроительные проектные организации мало включают наши материалы в проектную документацию, несмотря на более низкую цену и высокое качество покрытий.

Виктор Мусихин, генеральный директор ЗАО «СМУ–303»:

Наша компания выиграла федеральный конкурс на инженерное обустройство Соловецкого историко–культурного комплекса в течение 2 лет. Накануне этой встречи мы решали проблемные вопросы с комиссией Минстроя, и нам это удалось.
Соловецкий комплекс — это мощный туристический центр и культовое место, можно сказать, второй Афон.
Уже сейчас ежедневно на Соловках высаживается 1500 туристов в день, а в высокий сезон — более 3000 туристов. Власти Архангельской области, муниципальные власти и частные компании прикладывают огромные усилия, чтобы сделать его центром культурного притяжения. И я хочу поблагодарить регион за плодотворное сотрудничество.

Анатолий Емец, президент НП «Консорциум «Наше Дело»:

Мы предлагаем региону два проекта — это строительство современного онкологического центра и многопрофильного стадиона–трансформера. Время сейчас непростое, хотя инвесторы, в том числе и иностранные, готовы вкладывать средства.
Но им необходима поддержка Архангельской области в части привлечения государственных гарантий и выделения земли.
Например, проект многопрофильного стадиона подразумевает строительство стадиона–трансформера с хоккейным, футбольным полями, площадкой, на которой можно организовать выступления звезд или проводить различные общественные мероприятия, форумы и т. д. При этом окупаться и обслуживаться стадион будет за счет создания коммерческих площадей: там подразумевается создание спортивных бутиков и прочей дополнительной инфраструктуры.
Этот проект важен и для развития физической культуры и спорта в регионе. Стадион–трансформер также можно адаптировать под нужды небольших городов.