Анастасия Жигач anastasia.zhigach@dp.ru Все статьи автора
17 ноября 2015, 23:33 282

Стартапы, музыка, шапито и шоу

Крупнейшая европейская стартап–конференция Slush, состоявшаяся на прошлой неделе в Финляндии, собрала 1,7 тыс. проектов из 100 стран мира и 15 тыс. зрителей. Россия отправила в Хельсинки более 50 стартапов и могла бы выиграть главный приз 650 тыс. евро, но на финише уступила Австралии.

12–13 ноября в Хельсинки прошла уже шестая по счету конференция Slush. Мероприятие собрало 1,7 тыс. бизнес–проектов со всего мира и почти 800 инвесторов, среди которых были и русские менторы, и бизнесмены. Приглядеться к новым стартап–трендам в Финляндию всего приехало более 15 тыс. человек из более 100 стран, среди которых, в частности, Индия, Китай, Россия, США, Эстония, Япония.

Sputnik — русское слово

Российская делегация привезла на Slush свыше 50 проектов, большая часть из которых была представлена "Сколково". "Сколковцы" же прошли в финал центрального события Slush 2015 — битвы 100 сильнейших стартапов. Призовой фонд этого конкурса — 650 тыс. евро.

Выступления шли нон–стоп в течение 2 дней конференции, и в финал попали только четыре проекта, в том числе — впервые в истории Slush — российский. Основательница Astro Digital москвичка Екатерина Котенко–Ленгольд заняла второе место, уступив победу создателю СareMonkey Тою Вестли.

Проект Екатерины, который правильнее называть российско–американским, работает с показаниями искусственных спутников Земли. По сути ее стартап — это программная оболочка, которая дает техническую возможность встраивать спутниковые данные (из тех, что находятся в свободном доступе) во всевозможные сервисы. То есть задача Astro Digital — создать базу для различных решений на основе этих данных.

Победитель Slush в этом году родом из Австралии, офис его компании находится в Мельбурне. Проект можно назвать социальным. Сервис, созданный Тоем Вестли, хранит информацию о состоянии здоровья человека и действиях, которые необходимо предпринять, если драгоценное здоровье оказывается в опасности. При этом человек (или его родители, если речь идет о ребенке) сам настраивает границы конфиденциальности, скорость обновления информации и ее полноту. У проекта уже есть пользователи — в пределах 100 тыс.

КПД очевиден

Всего для участия в конкурсе "100 самых интересных стартапов этого года" было отобрано семь российских проектов из Москвы (Dostavista, Lingvo Live и Clevapi), Перми (Promobot), Екатеринбурга (Biomicrocel и Bioenergy) и Петербурга (Uploadcare).

Петербург привез в Финляндию несколько ярких проектов, из интересного — влагоабсорбент, разработанный в "ХимЛабе" ИТМО. Он позволяет аккумулировать в себе большую массу жидкости (до 10 л воды) и отдавать ее, например, в почву, в течение нескольких недель. Своих резидентов показали Европе "Ингрия" и "Фонд предпосевных инвестиций". Были и те, кто приехал сам, без поддержки.

Для многих россиян форум стал окошком в Европу. "Мы провели встречи с представителями Samsung Electronics и Huawei, а также презентовали нашу разработку венчурному фонду Robert Bosch Venture Capital GmbH, — делится результатами Галина Одинцова, руководитель петербургского стартапа ColorIt. — В результате мы договорились о проведении совместных исследований на материалах, которые предоставит нам Samsung Electronics".

Денис Столяров, представляющий проект "Видео 360", рассказывает, что нашел среди зарубежных компаний возможных клиентов, а также смог поговорить со своими иностранными конкурентами: "Когда мы собирались на конференцию, думали, что встретим с десяток конкурентов, которые также снимают в формате "видео 360", в действительности же обнаружили только две подобные нам компании: финскую Finwe и французскую Color. У нас была возможность потрогать своими руками технологии, о которых мы раньше только читали, что является несомненным плюсом Slush".

Участник "Биржи стартапов" "Реабот" получил сертификат на бесплатную регистрацию юридического лица в Хельсинки и свел знакомство с инвесторами из восьми стран, инновационным подразделением компании Samsung и Торговым представительством Финляндии.

"В этом году присутствовали все без исключения европейские инвестиционные фонды, — отмечает Зоя Никитина, совладелец компании E–Contenta. — Был удобный инструмент, который сам рекомендует тебе инвесторов, находящихся на мероприятии, исходя из профиля твоего стартапа. Мы нашли себе партнеров и клиентов и сейчас выходим на следующий раунд переговоров, которые могут способствовать выходу нашей компании на европейский рынок".

Зоя Никитина обратила внимание на то, что те российские стартапы, которые еще в прошлом году презентовались на российских стендах, сейчас демонстрируют себя уже как участники европейских акселерационных программ. То есть КПД форума очевиден.

Музыка — это деньги

Организаторы Slush 2015 оформили событие в индустриально–урбанистическом стиле: главная сцена (всего спикеры вещали одновременно с четырех сцен главного выставочного комплекса Хельсинки Messukeskus) была увита гирляндами из черно–белых проводов, а задник был оформлен в виде гигантского лабиринта из клавиатур и компьютерных мышей, за которыми охотился Pac–Man — герой легендарной компьютерной игры, выпущенной в 1980 году.

Над инвесторами возвышались украшения из ржавых бочек и гигантских инсталляций из шестеренок. Впрочем, были и зеленые мотивы: стартапы в сфере экологии и здорового образа жизни стали одной из главных тем для обсуждения. Сцена, на которой дискутировали об особенностях и потенциале этого рынка, была больше похожа на прекрасное болото, увитое плющом и прочей подходящей растительностью. К обсуждению на форуме были предложены еще и такие темы, как электронная коммерция, музыкальный бизнес, инструменты для современного образования, робототехника, дизайн в технических и железных стартапах и, конечно, гейм–индустрия.

Мобильные и компьютерные игры были сквозной темой Slush. Их в Финляндии, где придумали Angry Birds и еще с десяток известных всему миру игр, настолько любят, что отводят им действительно важное место.

Судите сами: крупнейшее событие в стартап–индустрии Европы началось с концерта, где классический симфонический оркестр совершенно серьезно исполнял ведущие композиции из игр Rovio и Supercell. Концерт, кстати, пользовался большим успехом: после 2 часов перформанса зрители в платьях и пиджаках пищали от восторга.

Хотя, возможно, этому способствовало и появление на сцене известной финской группы Apocalyptica, музыканты которой играют тяжелый металл на виолончелях. Особой популярностью у молодых бизнесменов пользовался и Хеитор Перейра — композитор–миллионер, раскрывший секрет популярности своей музыки (пишет для компьютерных игр): "Я просто стараюсь слушать пение птиц". Его выступлению предшествовало более 10 диалогов о музыке и музыкальных стартапах: оказывается, только в России это безнадежная идея — строить такой бизнес и вкладывать в него деньги (и рынка–то такого здесь нет), в остальных странах (особенно в Финляндии) считают эту идею совсем не утопической и год от года заявляют на Slush музыку ключевой темой обсуждения.

Виртуальное чудо

Вообще серьезность и одновременно бесшабашность происходящего — ключевое в описании этой конференции. Стартаперы здесь выглядят не так, как привычно для России: здесь они нередко с бородой и сединами. А вот бейдж "инвестор" чаще на шее у молодых и гладколицых. Так как Slush — это не только лекции–выступления и конкурс лучших стартапов, но еще и большая ярмарка идей. Встречалось на стендах и откровенное шапито: например, японец в костюме Birdman (главный герой, птица–супермен одноименного фильма этого года) без шуток рассказывал о своем высокотехнологичном проекте в виртуальной реальности.

Виртуальная реальность тоже горячая тема. Каждый третий стартап уже внутри нее, и это очень заметно по тем, кто представляет на выставке проекты.

Кульминацией всеобщего прославления виртуальной реальности стало выступление бизнесмена, который держал в руках телефон и листок бумаги. В его телефоне этот плоский листок превращался в трехмерную, самую настоящую бабочку, которая начинала трепетать крылышками и летать вокруг его руки. Зал, как один большой ребенок, смотрел на это обыкновенное чудо затаив дыхание. Да и у самого изобретателя мобильного приложения на лице блуждала почти блаженная улыбка.

Открытия Slush 2015 — провозглашение нового вида стартапа — smart–up ("умный" бизнес–проект) и нового направления развития "Интернета вещей" — Internet "what if" things. В первом случае речь идет о проекте, решающем какую–то проблему, несущем миссию и ценность для человечества, во втором — о мире подключенных друг к другу бытовых и личных гаджетов, в котором человек уже не чувствует себя комфортно.

Предлагались, естественно, решения по безопасности взаимодействия гаджетов между собой. "Твой Интернет, твои правила" — переосмыслили спикеры Slush известную пословицу.

Это мое второе посещение стартап–конференции Slush в Хельсинки. И я опять не могу не отметить отличную организацию мероприятия. Полезные лекции, много интересных стартапов, а главное — отличные деловые встречи.Для нас наиболее интересным было посмотреть в действии компании из России и как они выглядят по сравнению с компаниями из других стран.Также на конференцию приехало много наших партнеров, с которыми мы провели несколько полезных встреч. В общем, для меня было все очень полезно, надеюсь, смогу приехать в следующем году.
Сергей Фрадков
инвестор, управляющий партнер венчурного фонда и стартап–акселератора iDealMachine
Я приехал в Хельсинки, чтобы найти инвестора для своего проекта, сейчас нам нужно 140 тыс. евро. Мы планировали провести встречи с фондами и познакомиться со всем финским сообществом в области здравоохранения. Slush оказался полезным: мы провели восемь встреч с инвесторами. Переговоры прошли продуктивно: один готов инвестировать, другие обещали помочь советами и связями. Познакомились с руководителями всех организаций, которые занимаются развитием бизнеса в сфере digital health, почти подружились с конкурентом. Теперь главное — работать с контактами и доводить до реального сотрудничества.
Николай Тиходеев
соучредитель Imhoclinic (сервис по подбору частных клиник и врачей)
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама