С 2016 года 6 тыс. заведений и магазинов, продающих алкоголь, окажутся вне закона

Автор фото: globallookpress

Через полтора месяца 6 тыс. заведений и магазинов, торгующих алкоголем, окажутся вне закона. К системе учета такой продукции (ЕГАИС) подключились только 5% торговцев. Остальные ее игнорируют и вынуждены будут закрыться.

С нового года вступает в силу закон, обязывающий все оптовые и розничные компании, торгующие алкоголем, подключиться к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) учета алкогольной продукции.
Основная цель нововведения — сократить долю нелегального крепкого алкоголя, которая сегодня в России достигает 40–50%. Причем нововведение касается и общепита, продающего алкоголь. Процесс курирует Росалкогольрегулирование во главе с Игорем Чуяном. Для розницы и общепита внедрение системы разбили на два этапа: с 1 января 2016 года эти отрасли должны фиксировать только закупки алкоголя, а с 1 июля и продажи.
Однако на 1 ноября этого года систему установили около 5% оптовиков в России, хотя с 1 января 2016 года передавать данные в ЕГАИС должны начать более 300 тыс. субъектов бизнеса в России.
По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга, в городе работает чуть более 3,3 тыс. компаний, имеющих розничную лицензию на торговлю алкоголем (6,8 тыс. обособленных подразделений). Из них ЕГАИС установили в основном только сетевые игроки, а малый бизнес и рестораторы не спешат нести траты на установку этой системы — примерно 100–150 тыс. рублей на одну точку.
Более того, четверо крупных петербургских рестораторов, опрошенных "ДП", не знали о нововведении и аббревиатуру ЕГАИС впервые услышали от корреспондента.
В результате с нового года вне закона могут оказаться около 6 тыс. розничных точек, с учетом кафе, баров, ресторанов, торгующих алкоголем. Большинство игроков рынка надеются, что такого коллапса в отрасли, как 10 лет назад при подключении к ЕГАИС производителей, дистрибьюторов и импортеров крепкого алкоголя, не будет, но предрекают рост доли нелегального алкоголя (а он и сейчас самый высокий в мире), ждут увеличения числа выездных проверок контролирующими органами и повальных штрафов за невыполнение закона.

Надежда на перенос

Лучше всего подготовились федеральные продуктовые сети — все они уже установили ЕГАИС и тестируют систему несколько месяцев. Например, сеть магазинов "Дикси" установила ЕГАИС во всех точках, имеющих розничную лицензию на продажу алкоголя: было внедрено программное обеспечение, заменены кассовые сканеры. Сейчас сеть вносит изменения в операционную работу в части логистики и договорных отношений с партнерами.
"Мы давно участвуем в эксперименте по внедрению ЕГАИС, большинство возникавших в ходе тестирования вопросов успешно решены", — сообщила представитель сети "Дикси" Екатерина Куманина. По ее словам, ранее были определенные сложности со считыванием акцизных марок, что замедляло работу кассиров, сегодня доля марок с механическими повреждениями ничтожно мала. "Возникают некоторые вопросы технического характера, которые мы решаем вместе с разработчиком", — отметили в пресс–службе "Ленты". А вот установка ЕГАИС более мелкими игроками — это скорее исключение из правил.
"По нашим ощущениям сроки введения системы в очередной раз перенесутся. Вряд ли стоит говорить о повальном закрытии точек. Вполне вероятно, что те, кто не справится с нововведением, уйдут в нелегальный сегмент", — говорит президент группы "Ладога" Вениамин Грабар. Собственник алкогольной сети "Сияние севера" (пять магазинов) Андрей Голдин рассказал, что тестирует оборудование при закупке алкоголя и оно через раз дает сбои. "Если к 1 июля 2016 года систему не отладят, то боюсь, что мы будем терять покупателей, так как клиент не будет ждать, пока кассовый аппарат считает информацию о продукции", — отмечает Андрей Голдин.
В ООО "Пивоваренная компания "Балтика" считают, что многие технические вопросы в ЕГАИС требуют отладки, поэтому сроки действия этого закона для торговли необходимо отложить до того времени, когда система сможет работать без сбоев, например до 2018 года.
По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга, в городе ЕГАИС установили единицы компаний. Эту тенденцию подтверждают и в компании, предлагающей услуги по установке ЕГАИС, "ТЦ Логика" (B2B–решения для алкогольной отрасли). По словам генерального директора этой компании Алексея Полякова, сегодня оптовые и мелкие розничные компании не спешат подключаться к ЕГАИС. "Никто особо не шевелится", — говорит топ–менеджер.
Не особо беспокоит введение ЕГАИС и петербургских рестораторов — четверо опрошенных "ДП" владельцев сетей, торгующих алкоголем, ответили, что никогда такого слова не слышали, а еще двое — что передали этот вопрос своим юристам, но пока к введению системы не готовятся.
Управляющий партнер ресторанной группы Beer Family Project Николай Митчин считает, что такая ситуация происходит из–за того, что авторы закона об учете алкоголя не только не оповещают бизнес о его новых обязанностях, но и не отвечают на вопросы предпринимателей. "Мы посещаем все семинары и конференции по этой теме, но никто из чиновников не может нам ответить, что мы должны установить, как это будет работать и сколько стоить, — цифры, которые нам называют, варьируются от 60 тыс. до 500 тыс. рублей на точку, — говорит Николай Митчин. — Я уверен, что это не помешает после Нового года начать всех нас штрафовать за невыполнение этого закона".
Владелец сетей "Пиворама", ресторана "Дом" и бара "Белинский" Евгений Каргаполов рассказал, что его компания уже установила необходимые программы и сейчас проходит обучение персонала. Затраты на точку составили около 150 тыс. рублей.

ЕГАИС 10 лет назад

Впервые рынок познакомился с ЕГАИС 10 лет назад. С 1 января 2006 года все производители крепкого алкоголя, оптовики и импортеры должны были подключиться к ЕГАИС. Систему разработало подведомственное ФСБ ФГУП НТЦ "Атлас". Однако ее внедрение прошло со скандалом (см. "История..."). Система давала сбои, серверы ФНС оказались не готовы к огромному объему данных, а выдача акцизных марок производилась с большим опозданием.
В первые 2 месяца 2006 года производство алкоголя в России оказалось парализовано. ЕГАИС в срочном порядке дорабатывали. По данным агентства "ЦИФРА", общие потери отрасли от сбоев в работе ЕГАИС в 2006 году составили $2,5 млрд.
В первом полугодии 2015 года объем розничного рынка алкогольных напитков в Петербурге составил около 23 млрд рублей. По данным Росстата, продажи алкоголя в этом году по разным категориям снижаются до 35%.
"Балтика" уже начала передавать данные о производстве пива в ЕГАИС с 1 октября. Но мониторинг работы системы регулярно выявляет сбои в передаче данных и задержки в приеме документов. Серьезные опасения вызывает процесс подключения к ЕГАИС предприятий оптовой и розничной торговли, которые обязаны подключиться к ней уже с 1 января 2016 года. А срок сдачи в эксплуатацию специальных автоматических модулей — 23 декабря 2015 года. То есть за 1 неделю более 300 тыс. торговых организаций должны будут подключить соответствующее оборудование и начать работать в ЕГАИС.
Алексей Кедрин
вице–президент по работе с органами государственной власти и по корпоративным отношениям ООО "Пивоваренная компания "Балтика"
В 2003 году был создан Клуб профессионалов алкогольного рынка. В то время шло усиление государственного регулирования в сфере производства и оборота алкогольной продукции, и клуб должен был стать информационно–аналитической платформой для развития конструктивного диалога между всеми институтами власти Петербурга и городскими операторами алкогольного рынка. Еще 2003 год запомнился одной из самых ярких рекламных кампаний зонтичных брендов, которую проводила туристическая компания «ЕвроТурСервис», входящая в структуру алкогольного дистрибьютора «Евросервис». Зимний отдых в Лапландии и водка «Лапландия» рекламировались под слоганом: «Лапландия — отдых без похмелья». До 2003 года производители водки, не имея законодательной возможности рекламировать алкоголь- ную продукцию, занимались партизанским маркетингом: выпускали одноименную воду и формально занимались ее продвижением. Но у контролирующих органов возникало очень много вопросов, так как объемы продаж воды явно не соответствовали затратам на рекламу. Эта история доказала, что можно в рамках одной рекламной кампании успешно продвигать совершенно разные коммерческие продукты и услуги.
Максим Черниговский
генеральный директор НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка"