После крушения самолета в Египте железный занавес поплыл вниз

Автор фото: Максим Блинов/РИА Новости

За отменой полетов российских самолетов в Египет может последовать запрет на перелеты в Турцию и Тунис. Власти надеются направить турпоток на отечественные курорты. Редактор "ДП" Василий Латенко объясняет, как Россия оказалась в такой ситуации.

Не успела туристическая отрасль России оправиться от шока, вызванного отменой полетов российской авиации в Египет, как уже на подходе новые события. И эти события, без сомнений, тоже серьезно изменят ландшафт туристической отрасли, да и вообще, если вдуматься, всю нашу жизнь. Вот вчера стало известно, что в Совете Федерации поддерживают предложение депутатов КПРФ запретить полеты российских туристов в Турцию и Тунис и считают, что турпоток можно переориентировать на отечественные курорты. Ну, для таких идей, кажется, много ума не надо, и мы уже это неоднократно слышали. Зачем, мол, нам этот Египет, ведь теперь у нас есть Крым.
Теперь выходит, что крушение самолета "Когалымавиа", возможно произошедшее из–за теракта, стало спусковым механизмом, и железный, покрытый коррозией занавес со скрежетом поплыл вниз. Пусть и по совсем другим причинам — не по политическим, а из соображений безопасности. Ведь свобода передвижения по всему миру, которой граждане СССР были лишены, стала обычным делом и зависела только от одного — есть деньги на билет или нет.
Аспект номер два: пожалуй, уход Турции и Туниса похоронит большинство турфирм, которые были заточены под эти направления. Вспомните драматичные события лета 2014 года — тогда рухнул гигант отрасли турфирма "Нева". Впрочем, "Нева" была только началом, за ней последовали "Солвекс" и "Верса". Стало очевидно, что именно туристический бизнес в России один из самых неустойчивых, любое дуновение ветерка — и вот уже возмущенные туристы штурмуют офис загнувшейся турфирмы.
Прибавим ко всему этому и то, что рынок авиаперевозок тоже на грани передела. Громко хлопнув дверью, ушла компания "Трансаэро", которую наверняка можно было спасти, но перевозчики и банкиры не хотели делиться и уступать друг другу.
Влияет на ситуацию и ослабление рубля. Это раньше, когда евро стоил 40 рублей, Египет, Турция и вся Европа были доступными. Другое дело теперь.
Стоит добавить, что крепкий рубль и дорогая нефть позволяли российским отпускникам относиться ко всей загранице с легким презрением. Мол, мы вас всех купим и покажем всю широту русской души. Поэтому в египетских отелях, где "все включено", царил пьяный угар и хаос, прерываемый матерными выкриками. Да что Хургада и Шарм–эш–Шейх! Российские олигархи пускали пыль в глаза в Куршевеле и Ницце, поражая масштабом вечеринок, а тамошняя публика училась произносить непривычные слуху фамилии — Prohorov, Abramovich и др. Потом был кризис 2008 года, Олимпиада, Крым, Донбасс, санкции. Но изоляция только набирает обороты, а не наоборот.