Техническая замена

Покупатели бытовой техники переключились на недорогие модели. Рынок упал на 25%. Чтобы поднять продажи, торговцы дополняют ассортимент детскими товарами и домашней утварью.

Пессимистичные ожидания участников рынка бытовой техники и электроники оправдываются. По данным Техно–Индекса GfK, с начала 2015 года продажи в штуках просели более чем на 25% и негативная динамика усиливается. Безусловно, в деньгах результаты не так плачевны — например, в сентябре снижение произошло на 6%, но только лишь за счет впечатляющего роста цен, подчеркивают аналитики GFK: минус 24% в сентябре и минус 19% в целом за 9 месяцев 2015 г.

Производители бытовой техники

Потребители отказываются менять технику, которая еще может послужить, а также проявили любовь к недорогим китайским брендам. "В кризис очень сильно растут так называемые B–бренды (бренды техники второго эшелона), а продажи А–брендов падают (бренды первого эшелона)", — единодушны ретейлеры.
В компании "Фотосклад.ру" рассказывают, что абсолютный хит среди смартфонов — продукция Lenovo, конкурирующая с Samsung и iPhone. В сегменте экшен–камер стремительно падают продажи продукции компании GoPro. "Правильно, зачем покупать дорогую брендовую вещь, когда есть аналоги от SJCAM, Xiaomi, Polaroid в 3–4 раза дешевле?" — рассуждают в "Фотосклад.ру". Кроме того, приверженцы А–брендов переключились на модели, которые чуть ниже по уровню и, соответственно, чуть дешевле, например, вместо фотоаппарата Canon Mark3 берут Canon 6d.
Однако в будущем этот тренд может переломиться. Как отмечают в "М.видео", А–бренды, которым покупатели доверяют и в которых уверены, продолжают пользоваться спросом — такие траты потребители рассматривают как инвестиции. Именно по этой причине в среднесрочной перспективе доля B–брендов может сократиться в ряде сегментов, ожидают в "М.видео".
"Спрос на дорогие квадрокоптеры DJI не падает, так же как и спрос на дорогие зеркальные фотоаппараты — для профессионалов, которые покупают их как средство заработка", — говорят в "Фотосклад.ру".
В компании "БСХ Бытовые Приборы", российской "дочке" концерна BSH Group (производит стиральные машины и холодильники в Петербурге), делают ставку на новые технологии, а также дизайн. Так, в прошлом году успехом на рынке пользовались холодильники Bosch в золотом дизайне, а в этом году продаются холодильники "Bosch Кристалл" и линейка моделей Full NoFrost.

Расширение ассортимента

Еще в прошлом году продавцы бытовой техники сделали ставку на интернет–продажи, а также стали расширять ассортимент. Пионером в этом формате стал "Юлмарт". Например, сейчас компания активно торгует запчастями для автомобилей.
Обновленный ассортимент "Юлмарта" насчитывает более 120 тыс. наименований, без учета авиабилетов и цифрового контента, которым также торгует оператор. Доля новых категорий в ассортименте "Юлмарта" приближается к 50%. Другие федеральные сети тоже работают в этом направлении. В этом году "Эльдорадо" дополнило свой ассортимент товарами для детей и мам, а также товарами для дома, сада и ремонта.
Категория DIY насчитывает более 2,8 тыс. наименований, в категории товаров для детей и мам 4,5 тыс. наименований. В сентябре начались продажи текстиля в 30 магазинах сети. "Техносила" с недавних пор предлагает довольно широкий ассортимент неэлектронных товаров: от мебели (диваны, стеллажи) до товаров для дачи, спорта и дома.

Специалисты узкого профиля

Тем не менее половина ретейлеров сохраняет специализированный ассортимент (см. "Что продают операторы..."). И это принципиальная позиция сетей. "Чтобы заниматься всем подряд, нужны огромные ресурсы, и компании, которые их не рассчитывают, в итоге разоряются, яркий пример — "Сотмаркет", — говорят в "Фотосклад.ру". По мнению представителей компании, лучше быть экспертом в своей нише и не размывать позиционирование, а сосредоточиться на профильных ресурсах. В целом участники рынка испытывают сдержанный оптимизм. Этому способствуют стабилизация курса рубля и оживление покупательского спроса. "Сегодня курс вернулся в безопасный коридор 65–67 рублей за доллар, это позволило зафиксировать отпускные и розничные цены", — отмечают в "Юлмарте". Цены в течение года росли и сейчас остановились пропорционально изменившемуся курсу. По оценке "Инфолайн", объем петербургского рынка составляет 80 млрд рублей.
По нашим оценкам, сокращение объема рынка бытовой техники и электроники в разных товарных категориях колеблется от 5 до 30% в выручке и от 25 до 50% в штуках по сравнению с 2014 годом. Спрос сместился в пользу более дешевых товаров и товаров с небольшим сроком службы. Ажиотажный спрос на телевизоры, холодильники, ноутбуки сменился падением. Замечаем, что марка производителя стала играть меньшую роль. Стабильно растут сейчас товары для детей, DIY и автозапчасти, электроинструмент. Но появление новых категорий не приводит к сокращению бытовой техники, мы поддерживаем ее широкий ассортимент.
Олег Пчельников
коммерческий директор "Юлмарта"
Мы ожидаем, что закончим 2015 год с небольшим — в пределах 9% — снижением объемов производства по сравнению с 2014 годом. Причины прозрачны — на местном спросе сказались экономическая турбулентность и высокая волатильность. Тем не менее с помощью снижения затрат, увеличения объемов экспорта нам удалось существенно компенсировать отрицательный эффект происходящего. Разумеется, колебание курса валют не могло не повлиять на нашу деятельность, но нам удалось успешно нивелировать негативные явления с помощью мер по оптимизации затрат и увеличения степени локализации нашего производства.
Хакан Мандалы
гендиректор ООО "БСХ Бытовые Приборы"