Туризм, самолеты и политика: российские власти оказались в клубке проблем

Российское правительство предупреждает: не надо иллюзий, запрет на полеты в Египет — это надолго. До сих пор власти не могут сообщить о причине авиакатастрофы над Синаем, которая к тому же усилила проблемы туроператоров и авиаперевозчиков. Политические и экономические сложности усиливают друг друга и запутываются в единый клубок.

Об отдыхе в Египте россиянам придется забыть надолго. Об этом предупредил премьер-министр Дмитрий Медведев, так и заявивший: "Не нужно предаваться иллюзиям, это не будет короткий период". Указ президента Владимира Путина о приостановке полетов в Египет выпущен накануне. Российским авиакомпаниям "временно запрещается осуществлять воздушные перевозки", туроператорам рекомендовано воздерживаться от продажи путевок. На время действия запрета, говорится в тексте, но никаких сроков нет. Временное, судя по словам Дмитрия Медведева, будет не таким уж временным. Когда-то и санкции казались временным явлением.
Вообще изначально говорилось о том, что полеты приостановлены до тех пор, пока не завершится расследование. Официально премьер-министр повторяет: для того, чтобы окончательно выяснить причины крушения самолета. Но тут же и оговаривается: "Для того чтобы обеспечить безопасность для отдыха в Египте, потребуется время". Вице-премьер Аркадий Дворкович, руководящий оперативным штабом, заверил, что все идет по плану, "хотя каждый день возникают новые нюансы", но даже депозиты туристических компаний будут заморожены — мол, в дальнейшем, когда турпоток возобновится, их можно будет использовать.
Именно на речь Дворковича Медведев и заметил — не нужно предаваться иллюзиям. Речь, судя по его словам, идет уже не только об отдельно взятом расследовании, а об обеспечении безопасности в целом. Это может занять сколько угодно времени. Фактически нам говорят, что в Египет мы полетим тогда, когда там будет безопасно. Произойдет ли это раньше, чем будет окончательно побеждено "Исламское государство", неясно.
До сих пор, на девятый день после катастрофы, нет никаких результатов расследования. Для аварии, произошедшей над сушей, а не над морем, это прилично. Обычно за такой срок устанавливают хотя бы первичную причину. Британские СМИ называют со ссылкой на источники в своих спецслужбах уже даже фамилию организатора теракта, некого Абу аль-Масри. Все, что мы слышим в России, — это призывы не спекулировать и не верить инсайдам. Но зачем тогда делать такие жирные намеки, если причины еще неизвестны? Или все-таки известны?
Масштаб проблемы куда шире, нежели эвакуация российских туристов, сколько бы их ни было. "Вчера я дал поручение разработать программу поддержки туристического бизнеса, который пострадал от приостановки авиасообщения, — рассказал Дмитрий Медведев. — Нужно будет окончательно оценить нанесенный ущерб и уже на основе этого подготовить предложения". Сделать вид, что ничего особенного не происходит, у членов правительства не получается. Аркадий Дворкович признает, что ситуация для туристического бизнеса "достаточно шоковая". Он выражает надежду на то, что "мы можем пройти этот период", но премьер тут же качает головой: "Нужно понимать, что это не короткая история. Даже в случае достаточно спокойного развития ситуации...  очевидно, что в ряде случаев гражданам придется обращаться с требованиями в суд... у туристических компаний могут быть также свои иски" и так далее.
В российском турбизнесе давно не все ладно. Еще год назад рынок трясло без всяких терактов — турфирмы банкротились одна за другой, включая самые крупные, вроде "Невы". Приостановка авиасообщения с Египтом и все те последствия, о которых говорит Медведев, наверняка приведет к краху многих из тех, что еще остались. "Нужно будет окончательно оценить нанесенный ущерб и уже на основе этого подготовить предложения", — сказал глава правительства.
Очевидно, не закрыт и вопрос с авиаперевозками. Здесь тоже в последние месяцы все непросто. Обанкротилась крупная компания "Трансаэро"; компании "Сибирь" не дали приобрести "Трансаэро", и сейчас персонал трудоустраивается в "Аэрофлот". Странной вспышкой на фоне этой ситуации промелькнул отзыв МАК сертификата на полеты Boeing 737 в России и тут же отзыв этого отзыва — в Росавиации несколько путано объяснили, что сначала была одна редакция письма, неправильная, а затем правильная. Судя по высказыванию главы Росавиации Александра Нерадько "Представляется, что в самом МАК существуют разные точки зрения на этот вопрос", какие-то подковерные баталии вокруг Boeing идут или как минимум шли. В компании "Когалымавиа", которой принадлежал лайнер, проводятся внеплановые проверки. Уже нашли изрядные долги по зарплате.
Авиакомпании тоже несут потери от запрета перелетов. На днях Аркадий Дворкович уже обещал, что их потери могут быть компенсированы из бюджета. Однако ни сроков, ни размеров не назвал, пообещав уточнить позже. Стоит напомнить, что ранее российские перевозчики уже столкнулись с потерями из-за прекращения авиасообщения с Украиной.
Получается, в точке крушения пассажирского самолета над Синайским полуостровом пересеклось сразу несколько острых тем. Это туризм, это авиаперевозки и еще то, о чем российские власти предпочитают не говорить вслух в связи с катастрофой, — военная операция в Сирии. Все эти проблемы необходимо решать в увязке друг с другом.
Первой реакцией на любую нештатную ситуацию в России традиционно становится предложение создать что-либо единое и желательно государственное. Что единого туроператора, что единую авиакомпанию. Все это, как правило, озвучивают депутаты, но зато делают это весьма настойчиво. Вряд ли правительство будет директивно воссоздавать единые структуры, но не исключено, что так получится само собой — просто поддержку окажут не всем и на определенных условиях, и единственными компаниями, кто окажется в состоянии оказывать услуги в крупном масштабе, станут компании с господдержкой (материальная или нематериальная — ну, к примеру, авиакомпаниям для выполнения полетов понадобится аккредитация ФСБ). Велик соблазн разрешить запутанный клубок проблем одним махом. И необходимость борьбы с террористической угрозой станет весомым обоснованием для ужесточения правил, наподобие американского Патриотического акта.
Так или иначе, беспокойство чиновников, затянувшееся ожидание, успокаивающие и одновременно тревожные высказывания говорят о том, что в Кремле и правительстве серьезно думают над ситуацией. То, что сейчас видится как набор разрозненных фактов, наверняка будет иметь глобальные последствия.