Экс-гендиректор "Адекта–капитал" Андрей Кабанов оказался должен ее кредиторам 672 млн рублей

Автор фото: Алексей Компанийченко

Бывший генеральный директор обанкротившейся инвесткомпании "Адекта–капитал" Андрей Кабанов оказался должен ее кредиторам 672 млн рублей. Акционеры ответственности избежали.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 16 октября 2015 года снизил размер персональной ответственности бывшего гендиректора обанкротившегося ЗАО "Адекта–капитал" Андрея Кабанова по долгам компании с 1,834 млрд до 672 млн рублей и подтвердил отказ в привлечении к ответу акционеров компании — Полины Гусевой (владела 51% акций с 2008 по 2009 год), ЗАО "Норд вест капитал" (приобрело акции у Гусевой перед банкротством), Леонида Зеленова (29%) и Леонида Пинчука (10%). "От привлечения миноритариев мы отказались: они не могли принимать решения, влиявшие на работу компании, — комментирует результаты процесса директор юрфирмы "Росинвест" Георгий Кересеидзе, назначенный управляющим для ведения банкротства "Адекты". — А мажоритарий не привлечен, потому что никаких решений фактически не принимал". Инициатором претензий к акционерам и топ–менеджерам стал клиент инвесткомпании, ЗАО "Элкус", потерявший на ее банкротстве около 50 млн рублей. В "Элкусе" отказались от комментариев. Андрей Кабанов вчера не вышел на связь с корреспондентом "ДП". Полина Гусева и ликвидатор "Адекты" Александр Строгалев, возглавляющий сегодня отдел фондовых операций Балтинвестбанка, воздержались от комментариев.

Наследство ВЕФК

Инвестиционная компания "Адекта–капитал" (активы в 2007 году — 3,2 млрд рублей, клиентский оборот — 28 млрд) была материнской компанией инвестхолдинга "Адекта", который включал в себя брокерскую и управляющую компании, а также НПФ. Основателями холдинга были Олег Медвинский и Дмитрий Пронин (изначально им принадлежало по 50%, но незадолго до кризиса они от акций избавились в пользу своих менеджеров).
Причинами банкротства "Адекты" в 2009 году считаются, во–первых, крах банка ВЕФК Александра Гительсона ("Адекта" была брокером банка и его клиентов), а во–вторых — дефолт ИК "Ю–Трейд", контрагента по сделке репо на 600 млн рублей (в этом ситуация отчасти похожа на ту, что сложилась недавно в ИК "Энергокапитал", ее тоже подвел клиент, не исполнивший сделку репо). В итоге 2008 год "Адекта" завершила с убытком в 420 млн рублей, после чего фактически прекратила деятельность.
Активы ИК на момент банкротства (в 2009 году) оценивались в 1,1 млрд рублей. Конкурсный управляющий Александр Мосин выручил от их продажи 67,3 млн рублей, из них 47 млн — за квартиру на Миллионной ул., 11, которую внес в уставный капитал "Адекты" ее миноритарий Леонид Зеленов. За все незаложенные ценные бумаги (акции и облигации) удалось выручить около 100 тыс. рублей, дебиторка офшора Sparflex Ltd на 73 млн рублей ушла с торгов за 10 тыс. рублей.
Долги "Адекты" составляли 1,85 млрд: 212 млн рублей перед АСВ (по кредиту банка ВЕФК), 114 млн — перед Федерацией профсоюзов СПб и ЛО, остальное — перед клиентами–физлицами. В результате кредиторы получили лишь по 0,8% своих требований.

Кто отдаст

Оставшиеся 1,835 млрд рублей управляющий весной 2015 года попытался взыскать с экс–гендиректора "Адекты" Андрея Кабанова и ее акционеров. Летом суд первой инстанции удовлетворил претензии к Кабанову на 1,835 млрд рублей: привлеченные судом эксперты посчитали, что директор заключил убыточные сделки с аффилированными компаниями, купив у них ценные бумаги по многократно завышенным ценам, в результате чего ликвидные активы ИК в 2008–2009 годах уменьшились с 2,8 млрд до 407 млн рублей. При этом суд признал, что эти сделки были обычными и не требовали согласования с акционерами, поэтому оснований для привлечения таковых к ответу не нашлось.