Как обеспечить рост бизнеса во время кризиса

Управляющий партнер Streetwins Андрей Капитонов - о том, как обеспечить рост бизнеса во время кризиса.

Рекламный рынок очень сильно затронут кризисом. К падению покупательной способности и снижению спроса на рекламу добавились сложности по согласованию конструкций, которые в последнее время увеличились еще больше. Но если хорошо подумать, то при всех этих данностях можно найти плюсы и моменты для развития.
Мы, например, подумали и создали робота–промоутера. Это модернизированный движущийся манекен для привлечения внимания людей. Отношение у людей к роботам разное, но такие промоутеры делают главное — привлекают внимание. Причем привлекают значительно лучше уже примелькавшихся обычных промоутеров, как бы хорошо последние ни работали.
Так получилось, что сначала я стал заниматься этим новым проектом, а потом прочитал книгу "Стратегия голубого океана" и понял, почему наш продукт выстрелил. Основное понятие в этой книге, касающееся причин выхода за пределы конкурентной борьбы, — это "инновация ценности". Это значит, что ваш продукт дает такую ценность для клиента, которую не могут дать продукты конкурентов и смежных отраслей.
Сама по себе ценность без инновации не позволит выделиться из толпы конкурентов. Если инновация без ценности, то продукт не востребован. Как говорится в книге, инновация ценностей достигается лишь тогда, когда компания сочетает инновацию с такими аспектами, как практичность, внимание к цене и издержкам. Тут момент спада экономики играет вам на руку. Себестоимость вашего продукта может оказаться ниже, чем была раньше, из–за снизившейся стоимости аренды помещения под производство. Многие компании, к сожалению, а для вас — к счастью, закрываются. Арендодатели более лояльны и сговорчивы, чем раньше. И значительно больше вариантов помещений.
Еще один хороший фактор роста во время кризиса — большой выбор потенциальных сотрудников. Как бы кощунственно это ни звучало, но стало значительно проще договариваться с людьми. Вместо пары высококвалифицированных сотрудников можно взять несколько средних. Помимо меньших затрат на зарплату вы можете, хорошо настроив процесс, увеличить и производительность.
В старой Англии был такой случай: когда у владельца мастерской были финансовые трудности, он не смог содержать двух мастеров, которые делали весь продукт, а нанял подмастерьев, которые выполняли каждый свою маленькую работу. Помимо экономии мастерская получила и большую скорость.
Дополнительный драйвер роста — то, что наиболее активные клиенты сейчас гораздо охотнее идут на эксперименты, чем раньше: понимают, что сейчас время решительных действий.