СПбГУ опробует новую систему: темы дипломов и диссертаций будут "заказывать" университету работодатели. В случае успеха такую систему внедрят во всех вузах страны в течение 5 лет. "ДП" поговорил с вузами о том, как они с сотрудничают с бизнесом и трудоустраивают выпускников.
Санкт-Петербургский государственный университет стал первым вузом, который принимает участие в проекте "Открытое образование". Уже в 2016 году вуз станет экспериментальной площадкой проекта и опробует новые принципы в сфере выбора тем выпускных квалификационных работ, их защиты и публикации.
Целями проекта является общедоступность всех учебных и квалификационных работ в интернете и тесный контакт вузов с работодателями. Он был разработан в 2012 году, затем его поддержало правительство. Дмитрий Медведев поручил создать систему контроля качества всех научных работ. Затем после презентации проекта ректор СПбГУ Николай Кропачев предложил использовать площадку СПбГУ для экспериментов, связанных с проектом.
Большие перемены
Суть изменений в том, что тексты всех выпускных квалификационных работ будут размещаться в открытом доступе на сайте СПбГУ до защиты, что принципиально отличается от существующего требования размещать тексты ВКР после защиты, и каждый желающий сможет оставить свой отзыв на дипломную работу, пояснил ранее на соответствующей пресс-конференции Николай Кропачев. Адрес размещения работы наряду с темой исследования и составом аттестационной комиссии будут указаны в дипломе.
"В рамках проекта уже в 2016 году работодатели будут не только входить в состав аттестационных комиссий, но и определять темы всех дипломных работ студентов Санкт-Петербургского университета", - сказал ректор СПбГУ Николай Кропачев.
Группы работодателей, а также списки тем выпускных квалификационных работ будут сформированы за 6 месяцев до защиты, уточнили в пресс-службе СПбГУ. На сегодняшний день в состав учебно-методических комиссий СПбГУ уже входят представители компаний-работодателей: шеф-редактор ИА REGNUM Северо-Запад Оксана Чернышева (состоит в учебно-методической комиссии Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций), исполнительный директор Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации Ирина Хабачева (состоит в комиссии Высшей школы менеджмента), партнер PricewaterhouseCoopers, руководитель практики по оказанию аудиторских услуг развивающимся компаниям в России Алексей Иванов (состоит в комиссии экономического факультета), перечисляют в пресс-службе СПбГУ.
Проект проводится при поддержке Рособрнадзора, и ведомство будет рекомендовать всем вузам России присоединиться к нему. "Если эксперимент будет удачным, система, которую сейчас внедряет СПбГУ, будет введена во всех российских вузах уже в ближайшие 4–5 лет", - отметил на пресс-конференции глава Рособрнадзора Николай Кравцов.
Глобальный антиплагиат
По замыслу идеолога проекта "Открытое образование" Ивана Засурского (заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ и советник ректора СПбГУ), проект СПбГУ и Рособрнадзора произведет революцию в системе высшего образования и сможет спасти ее от засилья плагиата. "Мы 20 лет фактически не боролись с плагиатом и в результате выпускали специалистов по "фальшивой отчетности", то есть людей, которые не умеют работать с источниками и проводить самостоятельные исследования, зато блестяще могут подстроить материал под нужный результат, выдав чужое за свое. Теперь пришло время изменить ситуацию", - заявил он.
Большинство опрошенных "ДП" преподавателей и представителей вузов в целом положительно оценили инициативу публиковать работы до их защиты. "Чем больше открытости, тем лучше. Отлично, если работы выпускников уже будет хоть кто-то читать, потому что это правда большая проблема, когда работы выпускников в лучшем случае читает их руководитель", - считает приглашенный исследователь Института Гарримана Колумбийского университета (США) Дмитрий Дубровский. Однако, по его мнению, этот проект не позволит решить одну из главных проблем, когда студенты просто покупают дипломы у других студентов, которые пишут за них. "Также было бы здорово в рамках этой открытости публиковать и рассматривать работы не только студентов, но и преподавателей", - добавил Дмитрий Дубровский.
Также было отмечено, что не все сферы выиграют от публикации работ. По мнению проректора по учебно-методической работе Университета ИТМО Александра Шехонина, проект касается прежде всего гуманитарного образования. "В целом проект имеет право на эксперимент. Идея оценки качества подготовки через анализ уровня и качества ВКР вполне разумная и требует своего развития. Но для технического образования она усложняется ограниченностью доступа к ВКР. В области технического образования своя специфика, которая обусловлена ограниченным доступом к содержанию работ по причинам государственных, коммерческих и других интересов", - говорит он.
Дипломы на заказ
В пресс-службе СПбГУ подчеркнули, что в большинстве случаев темы выпускных квалификационных работ будут определяться работодателями, однако самые успешные в учебе студенты смогут стать исключением. Четкий список критериев таких студентов разработают к декабрю 2015 года. На данный момент известно, что в этот перечень войдут хорошая успеваемость, интерес к конкретной теме (две-три работы на эту тему в виде реферата или курсовой), наличие качественного списка литературы и знание новых публикаций по теме, которые доказывают ее актуальность.
Остальные студенты должны будут изучать тему, рекомендованную работодателем. Это самый спорный вопрос в проекте. С одной стороны, такая мера повысит вероятность успешного трудоустройства, но с другой - она несет достаточно большие риски для студента, говорят специалисты.
"Работодатель, принимающий непосредственное участие в процессе подготовки формулировок тем дипломных сочинений или работе государственных аттестационных комиссий, видит, кто из выпускников является действительно перспективным молодым специалистом. Таким образом, он получает не только сокращение затрат на поиск квалифицированных выпускников, но также возможность выбрать лучших молодых специалистов, которых не нужно переучивать, и получить качественные результаты практических исследований по тематике своей компании", - объясняют логику проекта в пресс-службе СПбГУ.
"Студенты младших курсов могли бы мониторить в течение своего обучения списки тем. Благодаря этому студенты будут понимать, какие их компетенции действительно востребованы работодателем", - комментирует начальник управления планирования и развития карьеры СПбГЭУ Александра Бобылева. Однако, по ее мнению, не все работодатели готовы смотреть в перспективу и "заказывать" темы с учетом развития современной науки. "Это задача университетов. Поэтому обязательно должен оставаться процент тем, формируемых в университете. А также тем, сформулированных самими студентами, часто рождающими инновационные идеи, которые готовы сами разрабатывать и продвигать", - отмечает она.
"Университет должен идти впереди, а не следовать за заказом работодателей, который актуален в конкретный момент. В науке и образовании существует мода, но она задается в ходе сложного взаимодействия между исследовательскими сообществами, университетом, работодателями и государством. Если мы начнем формировать темы в университете исходя из "чего изволите", это будет конец университета как места, в котором формируется исследовательская повестка дня в исследовании и образовании", - считает Дмитрий Дубровский.
По его мнению, подобные идеи реализуются не только в России, это общемировая тенденция. "Это сильное сужение в рамках неокорпоративистской логики, оно связано с неолиберальными реформами в образовании и подразумевает такую логику: образование должно либо зарабатывать деньги, либо готовить конкретных людей, которые эти деньги будут зарабатывать. Мне кажется, это мировой тренд, которому надо противостоять. Миссия университета шире и не всегда напрямую монетизируется", - добавляет он.
"Я бы не сказала, что абсолютно все работы необходимо согласовывать и рассматривать компаниями-партнерами. Во-первых, у нас научно-исследовательский университет. Это означает, что мы предлагаем две траектории развития карьеры нашим выпускникам: одна из них прикладная, другая - карьера в сфере науки. В данном случае темы далеко не всегда могут быть прикладными, - отмечает директор Центра карьеры НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург Ольга Серебренная.
Также есть мнение, что не все работодатели могут точно сказать, какой выпускник им нужен будет в качестве работника через несколько лет. "С точки зрения общих компетенций работодатель имеет представление о том, какой сотрудник им нужен. С точки зрения же конкретных позиций и вакансий, которые открываются в компании, вряд ли в нашей быстро меняющейся экономической ситуации можно точно прогнозировать на годы вперед", - отмечает Ольга Серебренная.
"Ровно тогда, когда выпустятся эти студенты, может быть, изменятся необходимые темы и приоритеты, конкретные фирмы могут разориться, ситуация на рынке в целом поменяется, а они останутся с теми темами, на которых работодатели настояли несколько лет назад", - опасается Дмитрий Дубровский.
Научить и устроить
На данный момент у каждого вуза сложилась своя стратегия взаимодействия с работодателями, которая обуспечивает трудоустройство выпускников и таким образом поддерживает репутацию вуза. Самым главным инструментом остаются разные виды профессиональных практик, каждая из которых невозможна без одобрения работодателя. "Если работодатель сам ответственно подходит к этому процессу - на выходе он получает востребованную для себя выпускную работу", - говорит Александра Бобылева. Также не отменяются мастер-классы работодателей и всевозможные ярмарки вакансий.
По словам Ольги Серебренной, работодатели также могут повлиять на подготовку студентов НИУ ВШЭ в рамках другого вида работ - проектной деятельности. Компании могут заказывать студентам темы, которые интересны конкретно для их бизнеса. "В данном случае компании участвуют как в заказе этих проектов, так и в оценке конечного результата этих работ, что дает студенту дополнительные шансы для трудоустройства. Мы делаем такие проекты, чтобы фактически обеспечить наших выпускников работой в этих компаниях", - уточняет она.
В СПбГЭУ проводятся городские выставки дипломных проектов, организуемые комитетом по науке и высшей школе: все работы для выставки выполняются по заказу профильных комитетов. Дмитрий Дубровский добавляет, что самым простым способом подобного взаимодействия являются именные стипендии. За рубежом выстроена целая система таких стипендий, когда работодатели отслеживают студентов с первого курса, смотрят, кто бы мог пригодиться в перспективе, поддерживают проект студента и в будущем приглашают на стажировку и работу.
Никто из опрошенных работодателей не стал комментировать перспективу конкретного проекта "Отрытое образование" в части утверждения тем ВКР, однако все отметили, что активно ищут новые кадры.
"Мы не работаем с вузами на стадии подготовки технических специалистов, так как нам важна не только теоретическая база знаний выпускника, но и его опыт в реальной сфере. Чтобы его оценить, недостаточно ознакомиться с дипломом. Например, навыки и опыт кандидатов на позиции, связанные с разработкой, мы проверяем иначе: организуем профильные хакатоны, проводим школы для разработчиков, конкурсы", - сообщили в пресс-службе компании "Яндекс.Деньги".
В Студии Артемия Лебедева рассказали, что отправляют своих специалистов читать лекции в профильные вузы и проводят тестовые задания для новых сотрудников. Директор по управлению персоналом и организационному проектированию "Ленэнерго" Анна Пиголицина подчеркнула, что компания сотрудничает с профильными вузами и заинтересована в расширении пула вузов-партнеров.