Депутат Законодательного собрания Петербурга Ирина Иванова о том, почему городские власти не могут побороть незаконную торговлю.
Незаконная торговля — это боль нашего города, и нарастающий экономический кризис только усугубит эту проблему. Надо понимать, что незаконная торговля — это не бабушки у метро с зеленью и вязаными носками. Это прежде всего ларьки, растущие в отдельных районах как грибы после дождя, и тележки и ящики с подозрительно дешевым товаром сомнительного происхождения. И справиться с этой бедой городские власти не могут уже много лет. Повышение штрафов должного результата не даст, потому что штраф можно наложить на конкретное лицо, на предпринимателя. А в подавляющем большинстве случаев найти этого предпринимателя невозможно. За прилавком зачастую стоит плохо говорящий по–русски продавец, и из документов у него только паспорт. Договор аренды, по которому можно было бы определить, кто же его сюда поставил, отсутствует. Надпись на табличке при входе "ООО "Ромашка" или "ИП Сидоров" не гарантирует, что это ООО или ИП существуют в природе. А даже если существуют, поди найди владельца павильона. С несанкционированной торговлей с тележек и ящиков ситуация еще печальнее. Пришла проверка — они убежали за угол, проверяющие ушли — снова вернулись на свои места.
Изменение законодательства о размещении НТО, по которому ларьки теперь будут стоять без оформления кадастра, без какой–либо определенной привязки к местности, приведет к тому, что определить, какой из пяти ларьков в ряду стоит законно, а какой нет, будет невозможно. Разделение полномочий между ЦПЭИГИ и районными администрациями по сносу ларьков, которое сейчас инициировано, на мой взгляд, ничего не даст. Усугубит обстановку и инициатива Евтухова об автолавках. Уже сейчас власти не могут справиться с незаконными ларьками на колесах, стоящими где попало. Вроде бы это транспортное средство, и отвечать за его эвакуацию должна ГИБДД, а с другой стороны — торговый объект, зона ответственности администрации района. В итоге убрать их с дороги практически никто не может. Еще одной проблемой является то, что одними и теми же вопросами занимаются разные ведомства. Схему размещения торговых объектов формирует и утверждает КРППР, договоры заключает и отслеживает их исполнение КИО, текущий контроль осуществляет администрация района. В результате, когда надо быстро выяснить, на законных ли основаниях установлен тот или иной объект и что было сделано для его ликвидации, четкий ответ получить невозможно. У семи нянек дитя без глазу. С незаконной торговлей без вовлечения в этот процесс представителей МВД и прокуратуры нам не справиться. Необходимо законодательно закрепить безусловную конфискацию товара, продажа которого осуществляется нелегально, а сами объекты незаконной торговли должны нещадно и регулярно уничтожаться.