Как российские компании снижают риски неоплаты

Директор Санкт–Петербургского представительства НФК (Национальная факторинговая компания) Сергей Васильев — о том, как российские компании снижают риски неоплаты.

Необходимость финансировать и принимать на себя риски по поставкам с отсрочкой платежа держит нас в тонусе: мы регулярно отслеживаем влияние изменений во внешней среде на бизнес наших клиентов, изучаем, что происходит со спросом на их продукцию и с какой регулярностью их покупатели рассчитываются за поставленный товар. Такое постоянное наблюдение дает нам уникальную возможность одними из первых видеть новые тенденции в бизнесе. Так, рассчитав в июле свой Индекс платежной дисциплины, мы обнаружили, что российские компании стали лучше выполнять обязательства по оплатам поставок с отсрочкой: если в первом полугодии 2014 года индекс составил 91,99%, то в аналогичном периоде этого года — уже 95,34%. Казалось бы, сейчас качество платежной дисциплины, наоборот, должно ухудшаться: бизнес ограничен в доступе к источникам финансирования, ликвидность дорогая, покупательная способность населения падает. Так, сумма среднего чека по России в августе 2015 года снизилась на 1,6%, до 550 рублей, по сравнению с июлем этого же года. Если сравнивать с январем, то падение составляет 7% — тогда сумма была 587 рублей.
Совокупность этих факторов, как правило, приводит к дефициту оборотных средств и неспособности бизнеса в срок рассчитываться по своим обязательствам. Напрашивается вывод, что бизнес показал высокую адаптивность, не став дожидаться кризиса неплатежей, который предсказывали аналитики в начале этого года. Мы видим, как поставщики на протяжении 3 кварталов (с момента изменения ключевой ставки ЦБ РФ) стремятся максимально снизить риски неоплаты. Самые популярные инструменты — сокращение срока отсрочки, отказ в предоставлении коммерческого кредита новым контрагентам, жесткое рейтингование клиентов в зависимости от качества их платежной дисциплины и даже переход на оплату по факту или предоплату. В целом можно сказать, что поставщики прекратили сотрудничество с теми, чья платежеспособность вызывала опасения, сформировав в результате пул наиболее надежных покупателей.
Но, несмотря на ужесточение условий коммерческого кредитования и более внимательное отношение к риск–менеджменту, российские поставщики не закрывают двери для клиентов, готовых работать только на условиях отсрочки платежа, и, более того, работают над привлечением новых финансово устойчивых покупателей, дабы сохранить объемы бизнеса на прежнем уровне — если не в штуках, то хотя бы в рублях.
Помимо этого, некоторые компании стали с куда большим интересом смотреть на зарубежные рынки сбыта, в первую очередь СНГ — сейчас российская продукция ощутимо дешевле зарубежных аналогов и сопоставима по качеству, что является сильным аргументом в конкурентной борьбе. За первое полугодие 2015 года факторинговые компании и банки, оказывающие услуги факторинга, профинансировали экспортные поставки в объеме 2,7 млрд рублей — это на 30% больше, нежели во втором полугодии 2014 года, и на 24% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.