Почему Microsoft проигрывает Apple

Автор фото: microsoft.com

Корпорация Microsoft вслед за главным конкурентом, Apple, показала миру свои новинки — "самый мощный ноутбук в мире", смартфоны и планшеты. Но той бомбы, которая помогла бы компании расширить границы своих владений, то есть долю рынка, аналитики среди всего этого не увидели.

Презентация Microsoft стала финальным аккордом в мировом осеннем хит-параде технологических гигантов. Компания представила свой первый ноутбук Surface Book (что было совершенно неожиданно!), обновленные смартфоны Lumia 950 и 950XL, четвертое поколение планшетов Surface и фитнес-трекер, а также пообещала уже в следующем году запустить в продажу очки дополненной реальности HoloLens. 
Однако на фоне нашумевшей презентации Apple усилия корпорации из Редмонта выглядят не столько заявкой на долю рынка, сколько напоминанием о своем существовании. Выход Windows 10 в июле стал событием глобального масштаба, и лидерство Microsoft на рынке операционных систем неоспоримо. Но появление первого ноутбука транснациональной корпорации Билла Гейтса осталось по большому счету незамеченным. Как и другие свежие разработки компании.
По сути, в Microsoft предложили рассматривать свои мобильные устройства как полноценные компьютеры: с помощью нового адаптера Display Dock смартфон или планшет подключается к монитору — и все, готово. По желанию можно добавить клавиатуру, мышь и работать по старинке.
Первый собственный ноутбук Surface Book представлен публике как "самый тонкий и мощный компьютер в мире", производительность которого, как было заявлено, в 2 раза выше, чем у MacBook Pro. Вообще корпорация Apple незримо присутствовала на презентации Microsoft — во всех заявлениях и материалах презентации так и слышалось "догоним и перегоним "яблочных" конкурентов".
А догонять есть смысл. За последний квартал Apple продала ноутбуки и планшеты Mac на $6 млрд. Квартальные продажи планшетов Surface, даже при двукратном росте спроса на продукт, составили  $888 млн.
Если цифры предзаказов и оказались большими, то ими в корпорации не похвастались. В российском подразделении Microsoft сообщили, что не располагают данными о поступивших заказах на новые продукты компании. Между тем Apple, показавшая новинки 9 сентября, в очередной раз назвала старт продаж самым успешным за свою историю.
К слову, появление первого ноутбука от Microsoft стало действительно неожиданостью. Определенно, компания планировала использовать подобную секретность как маркетинговый ход. Но в итоге почва оказалась неподготовленной, и эксперты рынка не ожидают взрывных продаж.
Apple, кажется, придерживается иной стратегии. Несмотря на "обстановку строжайшей секретности", за полгода до выхода новинок всегда находится инсайдер где-нибудь в Китае или Австралии, который едва ли не еженедельно выкладывает новые фотографии и излагает технические характеристики собираемых iPhone. К моменту официальной презентации армия фанатов Apple прекрасно знает, что и зачем они собираются покупать.
По мнению Эльдара Муртазина, ведущего аналитика Mobile Research Group, Microsoft все-таки не удивила — ожидаемо предложила качественный продукт, не ориентированный на массовую аудиторию. Речь о ноутбуке Surface Book, продукт стал продолжением линейки Surface, где до сих пор были одни планшеты — по этой части достижения компании на мировом рынке весьма скромные, и пока нет причин для принципиальных изменений, считает аналитик. "В России появление новых ноутбука и планшета могут и вовсе не заметить", — говорит он.
Планшеты под управлением Windows сейчас почти не продаются в России, уточняют в J'son & Partners Сonsulting. Эксперты объясняют это высокой средней розничной стоимостью аппаратов и небольшим ассортиментом устройств.
Радостнее выглядит ситуация на рынке смартфонов.
В России смартфоны под управлением Windows продаются лучше, чем в целом в мире: остался финский след — симпатии к бренду Nokia. По оценкам J'son & Partners, продажи смартфонов под управлением Windows Phone в первом полугодии 2015 года в штучном выражении сравнялись с продажами iPhone. Но главного конкурента — аппараты на Android — подвинуть будет сложно, почти нереально, уверяют аналитики. 
Структура российского рынка смартфонов по операционым системам (продажи в штуках), J’son & Partners Consulting
По данным "Связного" , за первые 5 месяцев 2015 года продажи смартфонов на операционной системе Windows Phone в России выросли на 107%, до 690 тыс. штук, а по итогам 8 месяцев 2015 года американский бренд входит в топ-3 по доле рынка в России.
"На рост доли Windows Phone повлияло несколько факторов: присутствие в бюджетных ценовых сегментах, сила брендов Microsoft и Nokia, широкий ассортимент смартфонов, а также постоянное увеличение количества приложений в официальном магазине Windows Store", — отмечают в "Связном". Там считают, что новинки будут способствовать дальнейшему росту продаж и выручки.
"В целом же Microsoft на мировом рынке мобильных гаджетов продолжает занимать ограниченную нишу, будет развиваться в корпоративном сегменте, но речи о конкуренции с Apple пока не идет", — считает генеральный директор агентства "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов. По его прогнозу, Microsoft увеличит продажи, но сдерживающим фактором останется высокая цена продуктов: она не позволит на равных бороться за массового потребителя, а большинство тех, кто не экономит, привык покупать Apple.