Правительство отложило приватизацию "Роснефти" на неопределенный срок. Почти 20% частным инвесторам хотели передать до конца 2016 года. Ослабление государственного контроля могло бы сделать компанию эффективнее, что актуально при низких ценах на нефть. Однако по рыночной цене акции продавать не хотят.
Экономическая целесообразность продажи доли "Роснефти" в частные руки под сомнением, заявила сегодня глава "Росимущества" Ольга Дергунова. Нет и предложений по этому поводу, соответственно, доходы от сделки не включены в проект бюджета на следующий год, однако компания готова к продаже, сказала чиновница.
Отсутствие предложений неудивительно. Во-первых, акции компании должны быть проданы не дешевле, чем на IPO 2006 года, гласит постановление правительства, подписанное год назад. Тогда цена за акцию составила $8,12. Сегодня бумаги крупнейшего нефтедобытчика в РФ торгуются на бирже меньше чем по $4 — около 240 рублей за акцию.
Цена выше рыночной была бы оправдана, если бы речь шла о продаже контрольного пакета. Но даже в случае удачного поиска инвестора под контролем государственной корпорации "Роснефтегаз" останутся 50% компании, еще 19,75% в руках BP.
Минфин сбил цену
Во-вторых, недавно к падению цены актива привели действия правительства, в частности Минфина. В ведомстве предлагали повысить налоговую нагрузку на нефтяников, изменив формулу начисления налога на добычу полезных ископаемых. Капитализация таких игроков, как "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Газпром нефть", "Башнефть" и "Сургутнефтегаз", на прошлой неделе упала на ММВБ на $7 млрд за несколько дней.
Накануне в правительстве решили-таки не менять НДПИ, но вопрос стрижки нефтяников через экспортную пошлину еще обсуждается. Капитализация "Роснефти" сегодня составляет $46,5 млрд, падение пока не отыграно. Ну то есть для покупки акции стали привлекательнее, но продавать их слишком дешево владельцы в лице государства не хотят.
Продажа даже части актива могла бы повысить эффективность управления компании за счет ослабления государственных позиций в управлении. Капитализация впоследствии могла бы и вырасти. В этом не сомневается старший аналитик RMG Securities Сергей Пигарев. Однако рост стоимости никому не интересен. Когда Россия окружена врагами, гораздо важнее иметь полный контроль над ведущими игроками из стратегических отраслей, иронизирует он.
"На протяжении последних лет мы, наоборот, видим увеличение доли государства в нефтегазовой отрасли. Можно вспомнить и дело ЮКОСа, и продажу "Сибнефти" и ТНК-BP, и, конечно, нашумевшую историю с акциями "Башнефти", — говорит эксперт.
Наивно было бы думать, что приватизация крупнейшей нефтяной компании возможна в условиях, когда комиссия по инвестициям не одобряет даже продажу Eurasia Drilling американской Schlumberger. Найти стратегического инвестора сейчас сложно: американские и европейские компании не станут рисковать из-за санкций и кризиса на нефтяном рынке.
Толку все равно не будет
Те же причины называет и аналитик ИК "Премьер" Сергей Ильин. По его оценкам, до недавнего падения бумаги "Роснефти" были оценены рынком вполне справедливо. Те идеи, которые закладывались в программу приватизации, давно утратили свою политическую актуальность, но о продаже пакета в рынок не может быть и речи, говорит он. Эксперт, к тому же, сомневается, что миноритарии смогут заметно повлиять на стратегию развития компании. Для этого нужны изменения на самом высоком уровне.
"Если до приватизации и дойдет дело, то пакет, скорее всего, будет использован в какой-то адресной сделке, в качестве взноса в какое-либо совместное предприятие. Сделка при этом, скорее всего, будет не денежной, и оценка актива при этом будет существенно выше рыночной цены", — отмечает Сергей Ильин.
Есть вариант с поворотом на Восток, но с китайцами будет очень сложно договориться о цене. То самое постановление правительства в любой момент можно отменить, но переговоры с Китаем относительно цен длятся годами и без всяких постановлений, говорит Сергей Пигарев.
Продать своим
В мае Bloomberg со ссылкой на близкие к Кремлю источники в банковском секторе сообщал, что долю "Роснефти" хотят продать "Сургутнефтегазу". Последней сделку навязывали на невыгодных условиях, предполагали на рынке. Привилегированные акции компании, известной своими стабильными позициями по валютным депозитам и высокими дивидендами, в тот день рухнули на 6%. Подготовку сделки в итоге опровергли все, кто только мог. Однако аналитики по-прежнему считают ее теоретически возможной.
В июне совет директоров "Роснефти" направил на дивиденды 87 млрд рублей, по 8,21 рубля на акцию. В прошлом году общая сумма дивидендов составила 136,1 млрд рублей — по 12,85 рубля на акцию. В обоих случаях на дивиденды пустили 25% от чистой прибыли по МСФО. По итогам прошлого года компания заработала 350,4 млрд рублей.
На собрании акционеров глава компании Игорь Сечин заявил, что в этом году "Роснефть" сохранит добычу на уровне 252 млн т, а в ближайшие 3 года инвестирует в разведку крупных месторождений 300-350 млрд рублей. На недавней конференции Financial Times допустил рост добычи в России до 700 млн т в год.
Он также отметил, что минимальная мировая цена на нефть составляет $70 и вскоре ситуация должна стабилизироваться. И посоветовал не ориентироваться на оценки ОПЕК, в котором подобные прогнозы не то чтобы очень популярны.